Осень – время грустных мыслей

Первая неделя осени подходит к концу. Одни достают теплые свитера, другие готовятся грустить и тяжело вздыхать, созерцая в окно дождливые пейзажи. Как отличить осеннюю хандру от депрессии, нам рассказала врач-психотерапевт санатория «Белокуриха» Елена Коснырева.

— Осенняя депрессия — модный тренд или заболевание?

— В нашем обществе почему-то популярно говорить о том, что у людей есть депрессия. И это, по сути, какой-то модный в психологическом плане тренд: зачастую приписывать депрессию там, где ее нет. Однако, с клинической точки зрения — это заболевание, которое проявляется определенным количеством симптомов. Не просто временное снижение настроения, которое является реакцией на ситуации в жизни.

И здесь вопрос больше в сезонности моментов, существующих в нашем мире. Например, психологи четко отмечают, что у людей бывают разочарования в посленовогодний период. Ведь мы как дети ждем чудес и изменений в жизни. Ничего не происходит — приходит разочарование. Этот момент сказывается на настроении.

Если мы говорим про осеннюю хандру, это приблизительно та же реакция. Почему? Обратимся к истории: у древних славян новый год начинался с сентября. Кроме этого, мы храним детские воспоминания, и осень для нас — это начало учебного года. Период каникул закончился, и мы опять возвращаемся к монотонным будням. Смена режимов даже взрослых людей, вернувшихся из отпуска, ввергает в сезонные снижения настроения, которые мы называем хандрой и депрессией. Все потому что закончился период беззаботности, мы обращаемся к реальной жизни, и понимаем, что в ней есть проблемы, которые нужно решать, предпринимать какие-то действия.

С медицинской точки зрения тоже существует определенная закономерность. У части людей, ввиду особенностей нервной системы, отмечается чувствительность сосудов головного мозга к смене климата. За счет ухудшения кровотока появляется ощущение вялости, слабости, которое в том числе может присоединять и личное отношение человека к тому, что он чувствует себя слабым, не может справиться с чем-то. Таким образом, есть сочетанные* факторы в виде сосудистых сложностей и личных реакций человека. В таком случае, это требует сочетанного лечения, как у психотерапевта, так и у невролога.

— На какие симптомы нужно обратить внимание, чтобы понять, что пора обратиться к специалисту?

— В первую очередь, это снижение качества жизни. Когда человек понимает, что не может справиться сам, не может найти для себя ответы и выход из сложившейся ситуации. В моей практике люди после консультации говорят: «Мне важно было услышать вот это», и дальше меняется фокус зрения и восприятия ситуации. Либо люди просто хотят услышать экспертное мнение, получить поддержку. В результате совместной работы пациента и врача человек сам приходит к заключению, что ему нужно сделать.
С клинической точки зрения, если говорить о депрессии, то важно обратить внимание на нарушение сна, на двигательную и мыслительную заторможенность. Кроме того, причиной обращения к специалисту является ухудшение здоровья, частые заболевания, появление либо усиление каких-то симптомов, которые долгое время не беспокоили.

— Депрессиями страдают люди, которым нечем заняться?

— В данном случае следует говорить не о клинической депрессии, а все-таки о реактивной, той, которая связана с состояниями или ситуациями. Потому что в действительности, если у человека нет цели, плана или приоритета, то он просто зависает в этом состоянии. И напротив, когда у человека есть смысл, ценности и цели, то он переключается и вытаскивает себя из такого состояния. Понимая, ради чего ему стоит прилагать усилия.

— Дети или подростки подвержены меланхолии так же, как взрослые?

— Я думаю, что не стоит выделять отдельно детей и взрослых, это всегда особенности личности человека. В психологии есть разные типологические характеристики личностей, в зависимости от этого человек проявляет эмоциональные реакции. Одни, будучи в депрессивном состоянии, проявляют эмоциональную несдержанность. Человек будет раздражительным и вспыльчивым, потому что эти черты свойственны для его личности. Для других характерно замыкаться и уходить в себя. Та личность, которая больше склонна к тревожным проявлениям, будет впадать в тревожную суетливость или создавать видимость того, что занята какой-то деятельностью. Дети более чувствительны к каким-то изменениям, потому что они зависимы от взрослых. А когда взрослые не оказывают поддержки, то ребенок находится куда в большей растерянности, чем взрослый человек.

— Как спасаться от сезонной депрессии? Дайте совет.

— Психологи конкретных советов не дают. Но на основе того метода, в котором работаю я, важным фактором является работа с нашим мышлением. Успех зависит от того, насколько мышление человека направлено в позитивную или негативную сторону, насколько человек погружается в состояние или ищет выход.

Работа со своим мышлением и поиск выхода, разрешения конкретной ситуации, на мой взгляд, наиболее важна. Нейрофизиологи говорят, что количество нейронных связей в нашей голове превышает количество элементарных частиц во вселенной. Это говорит о вариативности, бесконечной возможности выбора. Но, как правило, человек, ввиду привычек, использует только характерное для него видение и не замечает множество других возможностей, которые на самом деле существуют. И, на мой взгляд, важно как раз фокусироваться на тех возможностях, которые открываются, и которые можно найти в ситуации. Выбор за человеком: уйти вниз, или вытащить себя и найти что-то новое.

*Сочетанные патологии — наличие у одного человека одновременно несколько патологических состояний.

Фото с сайта truntal.com
Источник: газета «Курорт Белокуриха»

Имеются противопоказания.
Необходима консультация специалиста
Лицензия №ЛО-22-01-002749 от 3 апреля 2015 г.
На правах рекламы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.