Роман Смердин: инженер и авиамоделист

26 августа прошли очередные соревнования авиамоделистов за кубок Новосибирской области в классе F5J — радиоуправляемых моделей планеров с электродвигателем. За главный приз боролись 15 пилотов из Казахстана, Новосибирской, Томской областей и Алтайского края.

В тот день в небо над аэродромом Новосибирского авиационно-технического спортивного клуба взмыли радиоуправляемые «птицы» с размахом крыла до 4 метров, в природе они могут сравниться разве что со странствующим альбатросом. Борьба проходила в семь туров по 10 минут каждый.

Бийчанин Роман Смердин, инженер «ФНПЦ» Алтай», который последние три года был абсолютным лидером соревнований, в многоходовке этого года занял второе место.

О том, как становятся авиамоделистами, как развивается авиамоделизм в Бийске, Роман рассказал корреспонденту «Бийского округа».

Военная карьера отца привела всю семью Смердиных в Бийск в начале 2000-х. Роман, как и многие советские мальчишки, не знавшие гаджетов, детство проводил на улице, мастерил из подручных материалов самолетики. Сам Роман так говорит о себе:

— Сколько себя помню, я всю жизнь делал самолетики: строгал их из дерева, клеил из бумаги, вырезал из пенопласта. Я был первоклассником, когда впервые увидел летающую модель самолета. Настолько, видимо, меня это потрясло, что до сих пор увлекаюсь авиамоделями. После переезда в Бийск я попал в авиамодельный кружок в «Купол» (Дом детского технического творчества им. Я.Ф. Савченко — прим. ред.), в течение 4–5 лет помогал вести занятия Николаю Алексеевичу Поросятникову, сам учился у него. Но теперь уже сам по себе занимаюсь.

— Роман, чего больше в авиамоделизме — спорта или конструирования?

— Раньше авиамоделизм был спортом. Детей учили еще и для того, чтобы они потом участвовали в соревнованиях. А сейчас это в основном увлечение. Конструировать уже ничего не надо. Покупаешь все готовое — вплоть до того, что остается только открыть коробку, вставить батарейки и запустить модель. Более того, в соревнованиях высокого ранга никто на самодельных аппаратах не участвует. Сегодня их покупают.

— В чем же тогда заключается мастерство пилота?

— Начну с того, что существует очень много видов авиамодельных соревнований. И для каждого из них мировая федерация авиамодельного спорта прописала правила. Есть модели для выполнения фигур высшего пилотажа, для гонок, для воздушного боя. Я выступаю в классе F5J — это радиоуправляемые планеры для парения в термических потоках. Смысл этих соревнований в том, чтобы за 10 рабочих минут каждого из семи туров взлететь как можно ниже, отлетать как можно ровнее и сесть точнее остальных. Конечно, как и в любом спорте, без тренировок не будет результатов. И еще очень важна стабильность. Туров много, поэтому, если даже твоя модель не дотягивает до уровня соперников, решающим фактором становится стабильное выступление на всех этапах.

— Какими летными качествами должна обладать модель?

— Все зависит от правил соревнований. Сейчас производители стремятся выпускать модели с минимальным весом и приличным размахом крыла. Размах 5 метров — уже не редкость. Моя модель имеет размах крыла 3,2 метра. Вообще у меня их много, есть любимые, которые хорошо летают и ими приятно управлять.

— Чем авиамоделизм является для вас сегодня?

— Для меня это увлечение. Соревнования — просто дружеское общение с такими же увлечёнными людьми.

— Как бы вы оценили, популярно ли это направление у современных детей?

— Я считаю, что популярность авиамоделизма падает. Возможно, просто интересы у современных детей иные. С другой стороны, у нас в городе остался единственный преподаватель Виктор Александрович Попов. Он ведет кружок в «Куполе» и на Станции юных техников. У него есть педагогический талант, он многих ребят заинтересовал, но Виктор Александрович несколько в другом направлении работает — со свободнолетающими моделями, а не радиоуправляемыми. Когда-то у нас процветал авиамодельный клуб «Пилот», к сожалению, организатор уехал в другой город и авиамодельные фестивали на День ВВС заглохли. Сегодня я и еще несколько любителей ухаживаем за полем и проводим там свои тренировки.

— Роман, а вы все еще продолжаете делать модели своими руками?

— Конечно, зимой сезон нелетный, поэтому я что-нибудь конструирую.

Сезон летних соревнований для Романа завершился двумя вторыми местами, желаем бийчанину следующим летом вернуть себе статус абсолютного чемпиона.

Фото предоставил Роман Смердин (http://aviaclub.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.