История новогодней открытки

Короткие сообщения в мессенджерах все чаще вытесняют поздравительные открытки, но сегодня существует такой огромный выбор фабричных и сделанных вручную карточек, что невозможно устоять перед желанием написать добрые слова хорошим людям. Чтобы вдохновиться, познакомьтесь с историей новогодней открытки.

Считается, что первую открытку в том виде, в котором мы привыкли её видеть, создал художник Добсон в 1794 году. Сначала он сделал её вручную: написал от руки текст, нарисовал зимний пейзаж и семейную сценку около ёлки и послал своему приятелю. Эта открытка всем понравилась, и в 1794 году Добсон создаёт уже несколько десятков таких рождественских карточек и рассылает их всем своим знакомым. Спустя пять лет один предприниматель, взявший идею Добсона, начал выпускать и продавать рождественские и новогодние открытки.

Серийный же выпуск открыток связан с именем Генри Коула, английского чиновника. В 1840 году он, не успевая поздравить с Рождеством всех своих знакомых, заказал художнику сделать 1000 поздравительных карточек с подписью: «Весёлого Рождества и счастливого Нового года!». Эти карточки были посланы по почте в конверте.

Оставшуюся часть Генри Коул продал по шиллингу всем желающим на лондонских улицах. Примечательно, что художник изобразил с бокалом вина не только взрослых, но и ребенка, что вызвало значительный общественный резонанс. тем не менее, эта открытка имела огромный успех, и уже с 1860-х годов было налажено производство открыток.

В России рождественские открытки появились в 90-х годах XIX века, и сначала они привозились из-за рубежа. Прообразом же отечественных поздравительных открыток можно считать популярные среди русского народа лубочные картинки. На новогодних лубках, как правило, изображалось счастливое семейство с главным новогодним подарком — тугим мешочком с деньгами.


Немного позднее художники стали создавать открытки с традиционными русскими новогодними пейзажами: заснеженными еловыми лесами; изображением церквей; новогодним семейным бытом; катанием на коньках и санках.

Долгое время в русском народном сознании Новый год был неразрывно связан с Рождеством, поэтому чаще на открытках изображались торжественные службы и обряды.

До революции открытки России не уступали в мастерстве и разнообразии зарубежным, а порою и превосходили их. Издательства гордились тем, что русская открытка отражает особенности национально- культурной жизни. Кроме того, интересен тот факт, что из 23 государств Всемирного почтового союза лишь Россия не придерживалась установленного международного стандарта величины открытки (9×14 см). Для неё было недопустимым ограничивать фантазию отечественных производителей.

После октября 1917 года выпуск поздравительных открыток как предмета быта буржуазного общества был полностью прекращён. Любые напоминания о Рождестве запрещались: под страхом уголовного преследования из домов исчезали новогодние ёлки, не было новогодних открыток.

Когда же новогодняя традиция была возобновлена, почти на всех открытках изображались только кремлёвские звёзды. Этим подчёркивалось, что наступление Нового года приходит не со звоном церковного колокола, а под бой кремлёвских курантов.

В годы Великой Отечественной войны традиция новогодних поздравлений возрождается. Конечно, тематика открыток была связана с войной, качество открыток было низкое. Их регулярный выпуск продолжался до конца войны.

Это были не обычные новогодние открытки с пожеланием счастья, а открытки, поднимающие дух бойцов: «Новогодний привет героическим защитникам Родины!»; «Воин Красной Армии! Бери пример с героев Гражданской войны! Сам будь героем!».

В конце же войны в страну хлынул поток зарубежных новогодних открыток — солдаты и офицеры посылали их из освобождённых стран Европы. Чтобы противопоставить «буржуазной продукции» что-то своё, в России стремительно начинает развиваться производство новогодних открыток.

Массовый же выпуск поздравительных новогодних открыток возобновился в 1953 году.
Открытки послевоенных лет изображают мирную жизнь, семейные праздники, уютный дом, звенящие бокалы, чистых румяных детей, занимающихся зимними видами спорта. После военных лишений новогодние открытки вошли в жизнь непривычной красотой. Настоящий расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах.

Увеличилось количество сюжетов, появились новые мотивы: освоение космоса, борьба за мир. И чуть позже вернулись на свои привычные места Дед Мороз и Снегурочка.


В 70-е годы на новогодних открытках начали появляться полюбившиеся всей стране герои советских мультфильмов, часто встречался голубой экран телевизора — чудо научного прогресса.

Таким образом, в советские времена почтовые ящики были заполнены поздравлениями, каждый гражданин накануне Нового года подписывал десятки новогодних открыток родным, друзьям, знакомым.

 

Источник информации: Л. Бутыльская «Социокультурные аспекты изучения русской новогодней открытки». 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.