В списке пропавших без вести солдат ВОВ на два имени стало меньше

Историю своей семьи, где двое старших Астаховых — отец и старший сын — пропали без вести в годы Великой Отечественной войны, «Бийскому округу» рассказал их внук и племянник Александр Астахов. До сих пор мы точно не знаем количество погибших солдат и офицеров в годы войны, тем более нет точных данных о количестве пропавших без вести. Судьбу многих из них узнать уже не представляется возможным, и тем ценнее каждое имя, возвращенное солдату.

В школе, где я училась, в кабинете русского языка и литературы висела доска со строками из стихотворения поэта Вадима Шефнера «Слова»:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.

Вот и в нашей истории поэзия, верно подобранные слова сыграли немаловажную роль.

Но обо всем по порядку.

«У моего деда Василия Егоровича Астахова и бабушки Анисьи было восемь детей, мой отец Николай был пятым ребенком в семье. В годы войны младшие брат и сестра умерли от тифа. Семья жила в Орловской области, в памяти осталось название района — Болховский. У бабушки я был только один раз, в пятилетнем возрасте отец возил меня к себе на родину. Деда своего я не видел, он и старший сын Петр ушли на фронт, оба числились пропавшими без вести», — Александр Астахов, внук пропавшего солдата, раскладывал на столе документы, которые ему удалось собрать за несколько лет поисков.

Сегодня достаточно ввести имя воина в строку поиска банка данных «Мемориал», чтобы получить всю известную и оцифрованную информацию о нем и его боевых подвигах. Но еще несколько лет назад приходилось наводить справки, переписываясь с архивами. Вот так по крупицам собирал информацию о своих родных Александр Астахов.

«Мой отец и его младший брат в молодости уехали по комсомольской путевке в город Калтан Кемеровской области осваивать целинные земли. Из зацепок у меня была только фотография, которую случайно захватила с собой жена младшего брата моего отца, и дата рождения деда».

С фотографии смотрит бравый солдат в форме времен Первой мировой войны с пулеметом в руках. Снимка более позднего периода не оказалось. В 90-е годы дядя Александра сделал ему копию карточки в фотосалоне.

Поначалу семья пыталась разыскать старших Астаховых, но после нескольких неудачных попыток выяснить их судьбу, поиски прекратили. Время шло, дети Василия Егоровича покидали этот мир один за одним, внуки разлетелись кто куда из родных мест.

«Отцу было 11 лет, когда деда призвали в ряды Красной Армии. Всю жизнь он ставил деда в пример, часто его вспоминал, верил, что тот найдется. Горько только, что это стало возможным, когда все дети деда уже умерли».

Сначала Александр нашел информацию о дате смерти — 20 декабря 1942 года.

Еще спустя некоторое время на сайте ОБД «Мемориал» появились данные, где в графе с датой смерти стояли цифры 04.02.1943 года и указано место — братская могила д. Вязовая Знаменского района Орловской области.

Выходит, все эти годы, пока он числился без вести пропавшим, его прах покоился недалеко от места, где он родился и вырос.

Нашел деда и вроде бы успокоился, отвлекся на другие заботы, но год назад история сама потребовала продолжения. Александр работает звукооператором в АКПТиБ, ко всем городским мероприятиям учащиеся готовят творческие номера. К 9 Мая Лидия Александровна Мыльникова, руководитель театр-группы «Лица», предложила ребятам стихотворение «Меня нашли», написанное Сергеем Белкиным в 2014 году:

Ну вот и всё. Земля на грудь уже не давит.
Теперь могу я прокричать родне
Меня нашли! Вам скоро весточку доставят
О «без вести пропавшем» на войне.

Меня нашли, родной, искать уже не нужно.
Вот и прочтён мой смертный медальон.
Они пришли за мной — отряд неравнодушных
Ах, сколько раз я видел этот сон…

Запросы, знаю, ты давно уже не пишешь,
Но папка твой не без вести пропал.
Погиб под Ржевом я, сынок. Теперь ты слышишь?
Меня ты помнишь? Ты б меня забрал…

Ты плохо слышишь? Это возраст, понимаю.
Ну может тогда внуки заберут?
Ведь я устал тут между адом быть и раем,
И верю, что услышат и придут.

Но если я и внуками забытый,
То знаю, кто услышит голос мой.
Откликнись, правнук! Это прадед твой убитый!
Я здесь под Ржевом. Забери домой!

 

«С самых первых строк в душе моей что-то произошло. Родовая память, долг, рассказы отца — все сошлось воедино. Мне оставалось одно — узнать, где находится братская могила, и действительно ли в ней похоронен мой дед. Тут возникла заминка, в голове отложилось название района — Болховский — и я чуть было не пошел по ложному следу. В этом районе тоже есть деревня Вязовая. В Интернете нашел фотографию памятника, который все-таки, как и было указано в ОБД „Мемориал“, находится в Знаменском районе. Дозвонился в администрацию района, рассказал, что звоню с Алтайского края, разыскиваю могилу деда. Замглавы района Наталья Миронова охотно откликнулась на мою просьбу, за что я ей очень благодарен. Она подтвердила, что в братской могиле д. Вязовая вместе с 66 солдатами, среди которых герой Советского Союза Петр Татаркин, похоронен и мой дед Василий Астахов. Я очень хочу туда съездить, поклониться деду от всей родни и привезти горсть земли на могилу своего отца и дяди».

Рассказывая историю своей семьи, Александр волновался, чувствовалось, как важно для него довести эту историю до конца и соединить каким-то образом разлученных войной близких людей, которым не было суждено встретиться при жизни или хотя бы узнать о судьбе друг друга.

Подробности гибели родственника Александру неизвестны, как и то, почему в документах фигурируют две даты смерти.

Мы не могли остаться безучастными и решили уточнить эту информацию. Последним местом службы пулеметчика Василия Астахова был 1345 стрелковый полк. Он входил в состав 399-й стрелковой дивизии (2-го формирования), которая по окончании переформирования была направлена на Брянский фронт, где в составе армии заняла позиции между Малоархангельском и Новосилем, что недалеко от места первого захоронения бойца — д. Вязоватое Покровского района Орловской области. В феврале 1943 стрелковая дивизия вела частные наступательные операции в общем направлении на Змиевку, сменив части 6-й гвардейской стрелковой дивизии.

Вполне возможно, что именно в боях по освобождению Змиевки Василий Астахов и был убит. Поскольку переформирование дивизии проходило в Тульской области на станции Тихонова Пустынь до января 1943 года, логично, что вторая дата смерти красноармейца — 4 февраля 1943 года — является единственно верной.

Старший сын Астахова Петр погиб в августе 1944 года на территории Латвии. Незадолго до своей гибели за проявленное мужество и отвагу в боях с немецкими захватчиками Петр был награжден Орденом Славы III степени. В районе в 8 км южнее города Резекне 26 июля 1944 года младший сержант Астахов огнем своего миномета уничтожил два ручных пулемета с расчетами и до 10 солдат противника. Своими действиями Петр Астахов способствовал продвижению стрелковых подразделений вперёд и выполнению задач командования.

Пропавшие без вести солдаты и офицеры, а также незахороненные надлежащим образом, но учтенные в потерях военнослужащие являются основным объектом деятельности для российского поискового движения.

Картина превью: Андрей Горский «Без вести пропавший.1946 год.»

Комментарии (1)

    Аватар

    Скажите пожалуйста, как можно найти автора этого рассказа, Александра Астахова.я тоже много лет ищу своего деда Астахова Василия Меркуловича ,он тоже с Орловской области, Свердловский рон ,д Апухтино ,ранее колхоз Ворошилова, может они двоюродные братья? Мой дедушка тоже пропал безвести.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.