Советы психолога родителям выпускников, сдающих ЕГЭ

Ожидание ЕГЭ и сам экзамен зачастую вызывают серьезное эмоциональное напряжение у ребенка, а процесс подготовки становится изнуряющим испытанием. Александра Фокина, кандидат психологических наук кафедры возрастной психологии им. Л. Ф. Обуховой факультета «Психология образования» Московского государственного психолого-педагогического университета дает несколько практических советов родителям будущих выпускников.

Анализируя работы учеников, специалисты пришли к выводу, что среди ошибок, допущенных выпускниками, есть такие, которых можно было избежать, настолько они несуразные, сделанные не по незнанию, а вследствие эмоциональной неподготовленности ребенка к экзамену.

Все ученики, которые прошли ЕГЭ и которые к нему только готовятся, говорят, что эмоциональная составляющая подготовки для них наиболее страшная. Они формулируют это фразой: «нас запугивают». Запугивают отовсюду. Это, действительно, очень серьезная проблема и очень большая. К чему ведет это запугивание, принуждение и давление?

Оно ведет к так называемому детскому саморазоружению. Ребёнок отказывается от того, чтобы воспользоваться своими ресурсами: знаниями, навыками, компетенциями, эмоциональной саморегуляцией. Он приходит на экзамен с опустившимися руками.

Родитель, который из-за своей тревоги и закономерных переживаний, давит на ребенка, становясь в устрашающую позу, оказывается невольным его врагом.

Александра Фокина обращает внимание взрослых на то, что психологическая противоположность тревожности — это реализм, здравый смысл. Задача родителя в период подготовки ребенка к экзамену заключается в том, что стать носителем этого здравого смысла. Это и самому родителю очень поможет. Тревога заставляет нас чувствовать вместо того, чтобы действовать.

Вот несколько рекомендаций психолога, которые помогут легче пройти этап подготовки к ЕГЭ.

Спокойная и деловая атмосфера взаимодействия

Общение с ребенком по поводу ЕГЭ не должно вызывать у него такие эмоции, как страх, тревога, вина, стыд. Диалог должен быть направлен на дело.

Для этого родитель может пойти в школу, узнать, какие ошибки в целом допускают ученики в ЕГЭ, какие ошибки допускает конкретно его ребенок. Это позволяет понять, в какой области есть провалы в знаниях.

Постановка целей

Учитывая имеющееся в распоряжении время, оставшееся до экзамена, родитель может поставить ребенку конкретные достижимые цели. Это те цели, которые зависят от ребенка, находятся в сфере его умений и компетенций, и цели эти идут не на годы, а на шаг-два вперед. Проще говоря, не надо запугивать ребенка ЕГЭ, начиная с пятого класса. Это совершенно не подействует, а окажет обратный результат.

Концентрация усилий

Родитель может помочь ребенку выбрать те блоки учебного материала, на которых нужно сконцентрироваться. Например, кому-то нужно сконцентрироваться при подготовке к экзамену по математике на квадратных уравнениях.

Способы усвоения материала

Родитель может научить ребенка пользоваться своими познавательными ресурсами в сжатые сроки. Для этого ребёнку нужно помочь понять, какие способы усвоения материала для него подходят. Кому-то нужно проговорить, другому поможет составление опорной схемы, третий усваивает материал, если неоднократно будет выполнять упражнения. Запомните, что любой навык формируется благодаря частоте повторений, а не их длительности. Лучше заниматься 15 минут в день ежедневно, чет три часа время от времени.

Приемы повышения качества знаний

Родитель может рассказать ребенку о приемах быстрого повышения качества учебных знаний. Самый действенный из них называется «Три предложения». Выходя с урока, нужно мысленно повторить его содержание в трех предложениях.

Второй прием облегчает работу с текстом. Учеников в предстоящем ЕГЭ пугает колоссальный объем информации, который, как они говорят, нужно выучить. Хотя это неправильно, ведь они учились в школе до этого.

Есть метод работы с текстовым материалом, который называется «5П». Каждая буква «П» означит действие, которое следует сделать с текстом: просмотри текст-придумай вопросы-подчеркни ключевые слова-перескажи-проверь себя. Учителя математики еще добавляют 6 «П» — проиллюстрируй.

Эмоциональный самоконтроль

Все, что родитель говорит ребенку, он принесет с собой на ЕГЭ. И все сказанное сядет вместе с ним за парту и будет участвовать в экзамене. Родители должны контролировать, в каком тоне они разговаривают с ребенком, что они говорят, какой прогноз диктуют. Для того, чтобы способствовать эмоциональному благополучию ребенка и самому держать себя в руках, есть несколько основных правил.

Первое состоит вообще в наличие диалога по поводу ЕГЭ. Родитель и ребенок должны разговаривать о ЕГЭ. Когда родитель, безусловно встревоженный, переживающий, слышит, что ребенок ему говорит, а говорят дети, как правило, нелицеприятные и повышающие тревогу родителей вещи, задача родителя заключается в том, чтобы сдержаться, выслушать, дать эмоциям ребенка проявиться, не начинать сразу утешать и говорить «все будет хорошо», это психологически воспринимается как непринятие всерьез. И, конечно, не надо говорить с ребенком в назидательном тоне. С ребенком необходимо обсудить самые тяжелые, самые опасные исходы и дальнейшие действия в случае провала.

Родитель должен иметь понимание, как его ребенок справляется с другими стрессовыми ситуациями — на уроках в обычных учебных ситуациях, в личной жизни. Что помогает привести его в ресурсное состояние, в котором он верит в себя и в котором он готов действовать? Спорт, музыка, творчество, поддержка друзей, вкусные пироги, необходимость отвлечься или, наоборот, сконцентрироваться?

Экспресс-приему совладения со стрессом

Этим экспресс-приемам можно научить ребенка за 5 минут и в оставшееся время до экзамена потренироваться, они пойдут на пользу.

1. Резкий поворот головы направо активизирует левополушарные процессы, рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая очень может понадобиться.

2. Медленное дыхание. Необходимо считать до 12. На 1-2-3-4 мы вдыхаем, как будто сейчас нырнем в воду; пять-шесть-семь-восемь — долгий выдох, 9-10-11-12 — задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились.

3. Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз.

4. Переключение внимания на предмет. Это прием потребует до 1 минуты времени. Нужно выбрать любой предмет, находящийся в зрительном поле, мысленно назвать что это за предмет, перечислить 5 его свойств и зачем он нужен.

Источник: интернет-канал Рособрнадзора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.