Мнение эксперта. Варианты развития Бийска через призму истории города

В преддверии 310-летнего юбилея Бийска «Бийский округ» запланировал цикл бесед на тему имиджа города в глазах инвесторов, туристов и его жителей. Через призму истории, включая современную, поразмышлять о том, вокруг чего можно было бы строить бренд Бийска и что могло бы дать новый толчок к развитию мы попросили научного сотрудника Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки Дмитрия Васильевича Ерошкина.

«В стратегии развития города, по моему мнению, надо использовать и учитывать естественные тенденции, силы и взаимодействия.

История показывает, что наиболее успешные городские поселения, центры цивилизации возникали там, где пролегали трансконтинентальные торговые пути, крупные речные артерии, или морские порты. Так возник Киев на известном пути „из варяг в греки“, многочисленные города Восточного Туркестана на трассах „Великого Шёлкового пути“, Константинополь на месте провинциального Византия.

Или же город имел другой специфический аттрактор, как административный, сакральный, или культурный центр проживающего на этой местности населения. Например, Мекка в Аравии, Иерусалим в Израиле, Рим в Италии и т. д.

Естественные силы и тенденции в какой-то степени можно сравнить с китайским понятием „энергии Ци“. Недаром китайские маркетологи и стратеги развития уделяют огромное внимание аспектам традиционной китайской геомантии, чтобы направить потоки „Ци“ в нужном для них направлении.

Но вначале надо выявить не сильные, а именно слабые места объекта, поселения, над которым мы хотим поработать.

Касательно Бийска, мы видим большой отток населения, который является прямым следствием других неблагоприятных факторов — низкие зарплаты в целом по региону, отсутствие рабочих мест, или же наличие мест только для низкоквалифицированного труда, слабая инфраструктура мест для проведения досуга, что особенно важно для молодёжи и многое другое.

Отток населения — прежде всего, молодых, инициативных, квалифицированных людей — сразу же сказывается на уровне местного производства и сферы услуг. Дефицит кадров приводит к системным провалам, а в условиях конкурентной экономики — к вытеснению с рынка местных производителей и поставщиков услуг.

Далее, в следствие этого начинают сокращаться поступления в городской бюджет.

А это долги и полная зависимость от федеральных вливаний…

Какие естественные тенденции и силы мы могли бы привлечь для исправления ситуации?

Сильной стороной города исторически было его выгодное географическое положение как крупного торгового центра в начале Чуйского тракта. Советское время сделало Бийск ещё и достаточно развитым промышленным центром. В 1960—1970 гг. сюда произошло вливание большого количества высококвалифицированных технических и научных кадров для развивающегося сектора ВПК.

Но это всё же было внешнее искусственное стимулирование, которое с распадом СССР, как инициатора этого стимулирования, привело к серьёзному сокращению местной „оборонки“ и даже прекращению существования некоторых её гигантов как, например, Бийского химического комбината.

Как-то мне довелось общаться с людьми из Москвы — специалистами по развитию городов. Я проводил для них экскурсию по старому центру города. И в ходе уже неформального общения у нас зашёл разговор о том, как превратить этот уголок Бийска в центр притяжения для многочисленных туристов, транзитом проскакивающих наш город.

Они мне популярно объяснили, что искусственно построенные волевым решением „сверху“ отели, рестораны и прочие объекты туристической инфраструктуры в расчёте на внешних туристов будут просто простаивать.

Эта часть города, в первую очередь, должна стать привлекательной для местного населения, а потом уже потянутся и туристы. То есть для подобного строительства должна возникнуть естественная необходимость.

Не знаю, может быть кому-то мои мысли покажутся странными, но мне кажется возрождение города возможно, если он снова станет крупным транзитным перевалочным пунктом на пути в Монголию и Китай.

Например, железная дорога, которая соединила бы нас с той же Монголией и Китаем. Тогда экономическую мощь соседей можно будет использовать на благо города, не прилагая даже особых усилий.

Поток транзитных грузов, пассажиров сам собой привлечёт за собой и инвестиции.

Вспомним, из чего возник Новосибирск — крупнейший в настоящее время экономический, культурный и финансовый центр всей Сибири.

До строительства в 1903 году Транссибирской магистрали это был маленький заурядный посёлок строителей моста через Обь.

И уже через десять лет Новониколаевск равняется по численности населения с тем же Бийском, а по количеству всяких заведений даже превосходит его!

Транссибирская магистраль за короткий срок превратила ничтожный посёлок в большой развитый город.

С учётом того, что Китай сейчас начинает осуществление глобального экономического проекта „Великий Шёлковый путь“, строительство железной дороги в Монголию могло бы стать естественной частью этого проекта.

Кстати, идея строительства подобной железной дороги рассматривалась ещё до революции, накануне Первой мировой войны.

Капитаны тогдашнего российского бизнеса уже хорошо понимали все выгоды такой магистрали, но начавшаяся Мировая война помешала осуществлению их задумки.

В современном мире огромное значение имеет логистика: чем быстрее и удобнее доставляются товары, тем более удешевляется их стоимость.

Мировой трансконтинентальный морской путь по Северному Ледовитому океану в скором времени может стать одним из основных путей из Азии и Северной Америки в Европу. А Обь, которая берёт начало в нашем городе, как раз очень удобная водная артерия для переброски грузов с севера на юг континента, или наоборот.

Кстати, для привлечения туристов в исторической части города усилиями энтузиастов из клубов исторической реконструкции можно было бы обустроить небольшой конный двор со старинными кибитками и экипажами. И вообще использовать эту наметившуюся тенденцию проявить себя в танцах, костюмах, реконструкции в качестве туристического бренда. Инициативы, которые естественным образом возникают в недрах нашего народа, особенно молодёжи, надо просто подпитывать и направлять на благо города, на его имидж.

Как говорили древние, то, что идёт от естества, выживет и пробьёт себе дорогу».

Комментарии (13)

    Аватар

    Вы сначала начните плотно работать с клубами исторической реконструкции. А то про них музей и отдел культуры только перед ночью музеев вспоминают, чтобы нахаляву программу заполнить и самим ничего не делать. Стыдобища! За чей счет реконструкторы будут вам конный двор обустраивать и народ развлекать? Снова за свои кровные? Такой проект немалых вложений требует. Господин Ерошкин, прожекты строить это не работать. Простите за резкость,но странн такое от сотрудника музея читать

    Аватар

    Последний пассаж просто шедевр. Уважаемый музейный деятель вообще понимает о чем говорит? Как устроить «небольшой конный двор» в историческом центре»? Где там подходящие помещения, места для пастбища? Как решать проблемы с соседями (запахи, конское ржание и т.д)? Ерошкин представляет как эти проблемы решать? Не говоря уже о приобретении и содержании лошадей и инвентаря. И во сколько такой проект обойдется в денежном отношении? Вот во дворе музея рядом с разноторгом есть старый каретный сарай. Так пусть музей эту безумную идею своего сотрудника и воплотит. Интересно будет посмотреть на то,как это получится.

    Аватар

    Если найти место вокруг нежилых строений, то особых проблем с конями не будет. И пастбища им не нужно устраивать прямо в городе. Запахи, ржание — вещь не такая уж и жуткая.
    В Белокурихе по главной улице постоянно ездят кареты, катают туристов. Все нормально.

    Аватар

    1)Под конюшню нужно помещение. Его надо или строить или искать подходящие и перестраивать. Это не в 2 рубля обойдется. 2)Запахи, ржание — вещь не такая уж и жуткая пока рядом не нарисовался недовольный сосед. 3)Пастбища разумеется не в городе,но тогда надо строить конюшню или близко к окраине, или за городом. 4) Расходы на лошадей, инвентарь, кареты и содержание посчитаем? Вы уверены что это окупится? В Белокурихе проще держать лошадей из-за меньших размеров города. И держат там их в частном секторе. И наплыв туристов там как-то побольше чем в Бийске. У нас на Петровском летом возят уже частники народ (лошадей гоняют туда аж из Заречья). Бизнес больших денег не приносит. Прежде чем прожекты строить, хорошо бы просто заняться историческим центром и сделать его привлекательным для туристов. Или будем народ среди руин катать?Да и кого катать? Много у нас туристов по старому центру гуляет? Вот есть же у музея каретный сарай. Так пусть и начнут сами, покажут пример.

    Аватар

    Не понимаю что так комментаторы выше возбудились.. Они о чем-то своем, наболевшем? Клубы какие-то. Это типа нищие музейщики должны сначала всех заклепочников облагодетельствовать?
    Текст совсем не про это, и написано толково.

    Аватар

    Вольдемар, а Вы можете назвать хоть один проект музейщиков, который привлек бы в город туристический поток? Вот не предлагает Ерошкин облагодетельствовать реконструкторов. Он хочет чтобы они за свой счет какой-то сомнительный бизнес-проект осуществили. А он сам что? Чем он привлек туристов в Бийск? И, кстати: реконструкторы за свой счет, не получая от музея ничего, который год участвуют в Ночи Музеев. А может Ерошкин начнет с того, что надо заключать с ними договор на мероприятие и выплачивать им хоть какой-то процент с выручки? Да и с остальными участниками Ночи Музеев хорошо бы заключать договоры. И вопрос: какой вклад в привлечение турпотока вносит музей?

    Дарья Пушкова

    Несколько вопросов: 1. Почему свои претензии вы адресуете Дмитрию Ерошкину? Он занимается бюджетом музея? Он является директором музея? Или, может быть, это частный музей, который не выживает на бюджетные крохи? 2. Правильно ли я понимаю, что участие в музейной ночи для вас — дело добровольное? Если вас так сильно не устраивают условия, если вам не нужны площадки для демонстрации своего мастерства, почему вы участвуете? 3. Почему проблему монетизации своей деятельности вы возлагаете на сотрудника музея? Это размышления, необязательно воспринимать их как руководство к действию, никто же пока не бросился строить железную дорогу в Монголию :).

    Аватар

    Дорогая Дарья, а почему бы не поставить вопрос так: какой РЕАЛЬНЫЙ проект по привлечению турпотока в город на сегодня предложен музеем? Почему реконструкторы должны брать это на себя? Да.Они добровольно участвуют в Ночи Музеев. Но именно музей продает на нее билеты. Площадок и так хватает. Реконструкторы участвуют и Дне города, и проекте «бийского Арбата» на Петровском бульваре. И делают это практически даром, часто тратя на это личные средства. А почему бы музею не заключать с ними на музейную ночь договоры и не выплачивать процент с выручки,как это делают в том же Барнауле? Ну чтобы хотя бы расходы окупить хоть частично. А если поставить вопрос так: в комплекс асановской усадьбы входит каретный сарай. Так давайте вместе что-то там сделаем. Не реконструкторы только, а совместно с музеем?А еще там есть замечательная старинная беседка. А если что-то и с ней придумать? Оживить старинную усадьбу,как в других музеях? Кстати: а почему в нашем музее нет программы выходного дня,как, скажем в ГМИЛИКА? И необязательно делать ее самим музейщикам. Можно для этого привлекать и реконструкторов, и музыкантов, и театралов. Может с этого начать?

    Дарья Пушкова

    🙂 где же вы увидели слово «должны» в тексте? Там даже написано, что «инициативу надо подпитывать».
    Ваши вопросы и предложения, думаю, должны быть адресованы руководству музея и управлению культуры, возможно, вам дадут ответ на них.
    А статья все-таки немного о другом, при всем уважении, о реконструкторах в ней два предложения, и они никого ни к чему не обязывают

    Аватар

    А никто не возбудился. Кому бы ни предложил Ерошкин воплотить его идею, ответ может быть только один: начни делать что-то сам! И дело тут не в реконструкторах, а в том,что сам музей должен сделать что-то реальное. Теоритизировать, попивая чаек в кабинете, можно сколько угодно. А вот практика- штука суровая.

    Аватар

    Дарья, все бы ничего, но соображения господина Ерошкина больше похожи на прожекты господина Манилова из известного литературного произведения. Чего только стоит пассаж про железную дорогу в Монголию и Китай. Автор этой идеи на карту хоть раз смотрел? Он представляет цену такой дороги,которую придется пробивать через горные хребты? И какой в этом смысл? У нас такой обильный грузопоток в этом направлении,что это окупится? И Вы как-то уходите от конкретного вопроса: что сделал музей для привлечения в город туристов? Для начала, прежде чем строить несбыточные проекты, надо навести порядок в историческом центре. А для этого надо провести аудит всех памятников,числящихся в охранном реестре. И делать это должны администрация, музей и прокуратура вместе. Надо выявить на чьем балансе и в чьей собственности находятся памятники, на всех ли оформлены охранные обязательства и кто конкретно несет ответственность за их состояние.

    Дарья Пушкова

    Александр, я считаю господина Ерошкина экспертом, именно поэтому я ему задала конкретный вопрос, на который он мне любезно предоставил свои соображения. Если вы с ними не согласны — ваше право, люди имели возможность ознакомиться с вашими претензиями, но, замечу, не с вашими конструктивными соображениями на заданную тему. Навести порядок в историческом центре — даже это не под силу бюджету города и края. Поэтому это тоже в какой-то степени мечты. Обсуждать личность человека за спиной не считаю этичным. Тем более, если вы сотрудничаете с ним. На мой вопрос вы тоже не ответили: если вас что-то не устраивает, для чего вы каждый раз соглашаетесь участвовать в мероприятиях под эгидой управления культуры? Но на этом, пожалуй, закончу беседу. Думаю, читатели разберутся.

    Аватар

    1) Я не участвую в мероприятиях отдела культуры (в Бийске УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ нет). Я просто зритель. 2) Соображения это не дела. Можно придумать все что угодно, вплоть до космодрома в Бийске. 3) Навести порядок может и не под силу городскому и краевому бюджету,но есть федеральные программы. Да и еще Карлин как-то на вопрос о состоянии исторической части Бийска ответил,что об этом можно будет говорить если Бийск представит проект. Проекта,как я понимаю, нет до сих пор. Сколько закопали в «Золотые ворота»? А отдача будет? Так где денег нет? 4) Что мешает провести аудит состояния и принадлежности ОКН? Для этого гигантские средства не нужны. А именно с этого надо и начинать. 5) Про железную дорогу на Монголию и Китай я уже написал. И дураку понятно,что это даже не фантастика, а маниловщина чистейшей воды и Ваш «эксперт» в этом вообще не разбирается. 6) Прежде чем предлагать что-то сделать реконструкторам, хорошо бы рассказать о планах и делах музея по привлечению в город турпотока. Так будет честно. 7) Идея с конюшней и извозом может быть и хорошая,но требует серьезных затрат и не имеет смысла при нынешнем состоянии исторического центра. Да и рентабельность очень сомнительна. 8) Упование на то,что город может спасти его нахождение на Чуйском тракте, вообще несостоятельно. Тракт загружен как транспортная артерия крайне мало. Грузопоток невелик (опять же возвращаемся к идее «железнодорожные нью-васюки»). Туристы стараются миновать город по объездной. Чтобы привлечь их в Бийск ни пельменинг , ни торговые центры не помогут. Единственный способ- исторические памятники. Но об этом мы уже говорили. Нет плана- нет денег. А главная беда города- развал градообразующих предприятий, отток из города трудоспособного населения и, главным образом, активной молодежи. А от господина Ерошкина хотелось бы не абстрактных теорий, а его видения роли музея в формировании культурной среды нашего города и предложений по этой теме. Вот тут бы и пригодились и реконструкторы, и музыканты, и вообще активная молодежь. Может в этом направлении музею посмотреть, а не затыкать дыры программы раз в год, а потом просто забывать про тех,кто с ними работал? Начинать надо с себя,а не строить в голове железную дорогу в Китай через Горный Алтай.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.