Как Белокуриха встретила повышение тарифа на тепло?

В августе вместе со счетами за коммунальные услуги жители Белокурихи получили уведомление от «Теплоцентрали». В нем монополисты ставят «уважаемых» потребителей перед фактом — отныне гигакалория стоит 3,72 рубля.

Всеобщие недовольства не принимаются во внимание. Руководство ТЭЦ перекладывает ответственность за рост тарифов на администрацию города и бизнес.

Газета «Курорт Белокуриха» разобралась, что происходит на самом деле.

Холодно

Формула, в которой между дороговизной продукта и его качеством стоит знак равенства, в отношении «Теплоцентрали» не работает. Жители многоквартирных домов знают: зимой жилье нужно утеплять, а во время резкого весеннего потепления лучше и вовсе уйти из дома, потому что от духоты спасения не будет. Все потому, что на местной котельной не догадываются о существовании погодозависимой автоматики. Есть вопросы и к качеству оборудования: если оно придет в неисправное состояние, курорт будет разморожен…

— Я возмущена! Во-первых, я знаю, в каком состоянии у нас была «Теплоцентраль» несколько лет назад, и кто на самом деле помог ей выйти из кризиса. Если бы не курорт, город бы заморозили, и нас вместе с ним. Тогда частный бизнес вложил в ремонт крупную сумму денег, а теперь Гордеев (гендиректор ТЭЦ — прим. ред.) делает вызывающие заявления, которые просто поражают нас. Еще возмущает, что, по его словам, на его предприятии работают незаменимые люди, которые должны получать высокую зарплату. Ну что за несправедливость?! В больницах и школах разве не профессионалы работают? И свои копейки они должны вам относить? — возмущается пенсионерка Валентина Литовкина. — Можно было бы с этим смириться, если бы зарплаты соответствовали качеству работы. Но это не так. Мы же зимой-то замерзаем! Например, в нашем подъезде, на четвертом этаже во многих квартирах этой зимой температура была всего 17 градусов. А для того, чтобы из крана пошла горячая, нужно спустить очень много воды. Это ведь все тоже деньги…

— Мы 15 лет здесь живем, и 20 градусов зимой в квартире у нас никогда не было, — подтверждает Наталья Крец, жительница Белокурихи. — В последнее время стало еще холоднее, а тарифы только поднимаются. За такие деньги мы не хотим мерзнуть. Нам объясняют, что это нормальная температура, но я работаю в школе и знаю, что 18-20 градусов может быть только в спортивном зале. Мы общаемся с жителями других городов, и, конечно, по сравнению с ними у нас тарифы очень завышены. За четырехкомнатную квартиру я плачу за отопление 4500 рублей (и это без горячей воды). Куда это годится? Наши знакомые в Новосибирске за отопление трехкомнатной платят 2800 рублей. А еще нам приходят бумаги, в которых даже бухгалтер не разберется…

Унизительно

В середине июня администрация города официально объявила: разницу между максимально допустимым тарифом (а в Белокурихе он превышен) и реальным компенсируют за счет бюджета. Правда, далеко не всем и далеко не просто так.

Пенсионеры, матери-одиночки, простые работяги в голос говорят — это унизительно.

Их можно понять: чувство собственного достоинства — то немногое, что они могут и пытаются сохранить в такой ситуации.

— Нам предлагают оформить документы на субсидии. Я посчитала, получу 170 рублей. Да вы знаете… Это просто унизительно. Когда я ходила, в очереди на оформление документов ожидало человек 15. Шум, гам… Не каждый выдержит это все. И не известно еще, подойду я или нет, потому что уже получаю субсидию от соцзащиты. Многие категории граждан не пройдут. Кто-то по возрасту, кто-то — по количеству квадратов в проживаемой площади, кто-то — из-за того, что уже получает субсидии. И многие, услышав это, просто не пойдут. У меня только давление поднимется и все, — продолжает Валентина Васильевна.

Того же мнения и Галина Тырышкина. Отказываясь подписывать уведомление, женщина выражает свой протест и нежелание мириться с ситуацией:

— Я не стала подписывать, потому что знаю: в администрации денег нет, и это будет временная акция — максимум на пару месяцев. Дольше бумаги будем собирать. Поэтому от субсидии мы решили отказаться. Кроме того, здесь явно какой-то подвох, потому что обычно в «Теплоцентрали» все платно, а сейчас все ксерокопии так отдают, лишь бы написали заявление. А подпишешь его — кабала на шею, ведь это будет означать, что мы согласны с этими тарифами, а мы ни в коем разе не согласны.

— Да, это как наш протест будет. Я тоже не планирую оформлять, — вторит Валентина Васильевна…

Тщетно

Официальной причиной роста тарифа стало резкое сокращение потребителей — в прошлом отопительном сезоне санаторий «Россия» перешел на собственную котельную, кстати, сэкономив на этом почти 30 млн рублей.

Для «Теплоцентрали» это убытки. Но вместо того, чтобы запустить антикризисное управление, руководство компании-монополиста решило возложить свои убытки на оставшихся потребителей. Содержание листовки, которую мы получили в августе, и вовсе напоминает манифест голодного дракона — мол, скоро уйдут еще четыре санатория, так что ищите нам новых потребителей. Иначе мы вас съедим живьем…

Можно было бы упрекнуть жителей в безропотном бездействии или правовой безграмотности. Но они писали письма, собирали собрания, обращались в прокуратуру…

— Депутаты же против были! И мы письма писали, жалобы. Я лично ходила по подъездам, собирала подписи против повышения тарифа. Подписали все, за исключением единиц. Проводили собрания жильцов, пришло больше ста человек, и все против были, все подписались. Письма были отправлены и в краевую прокуратуру, и до Москвы мы дошли. Отовсюду ответы пришли, но решать нужно на местном уровне. Я только не пойму, почему до сих пор не решили этот вопрос? Говорили вроде, наведем порядок, мол, это все ошибки прошлого губернатора, но сдвига пока нет.

Слушаю мнения, понимаю: какой-то бунт, однако, назревает. Власть не прислушивается к нам, с нами не считается. Мы для них как быдло, больше никак не скажешь, — рассказывает Галина Ивановна. — «Теплоцентраль» не допускает нас к документам, хотя сколько инициативных групп ходило… Получается, они нагревают воду, а потом еще идет какой-то подогрев воды. То есть нам дают квитанции, а разобраться, за что платим — не дают. Бухгалтерия недоступна ни для кого вообще. Почему администрация не может на них повлиять, я не могу понять. Это же администрация. Она же вправе!

Не могут добиться вразумительных объяснений и представители городского парламента.

— Проблема в том, что «Теплоцентраль» уже больше двух лет не хочет идти на контакт, который привел бы к плодотворному результату. Им говорят, нужно найти какие-то возможности и резервы, чтобы понизить тариф. Требуют прийти к прозрачной схеме начисления. Толку нет.

В «Теплоцентрали» даже не считают нужным отвечать на наши запросы. Депутатское расследование, которое мы проводили, никаких результатов не принесло. Мы обращались в прокуратуру, в МВД, в ГУВД края, городской отдел полиции — результата не было, — рассказывает Александр Романенко, председатель депутатской комиссии по ЖКХ и градостроительству Белокурихинского городского Совета депутатов.

Депутаты подтверждают: в Белокурихе сложилась негативная ситуация, которая чревата непопулярными мерами.

При этом в городе есть убыточные ветки и даже котельные…

Решаемо

— Изменение тарифа мы уже увидели в квитанции — за тепло пришлось заплатить на 1000 рублей больше, чем в прошлом месяце. Мы уже все оплатили, мы обязаны заплатить за коммунальные услуги до 10 числа, иначе у нас не будет субсидии — у меня ребенок-инвалид. Не знаю, сколько нам вернется в этом месяце, но обычно это так… один раз сходить в магазин.

К повышению тарифа мы отнеслись отрицательно, но разве мы что-то изменим? Если бы весь город встал, перестал действовать курорт, и все мы не вышли бы на работу, это было бы заметно, — считает Ольга Шипицина.

Депутаты, руководители и собственники предприятий, жители города обеспокоены ситуацией.

На сегодняшний день в Белокурихе назрели следующие проблемы:

1) Котельная находится в аварийном состоянии. Износ тепловых сетей (порядка 95 %) и устаревшее оборудование могут привести к аварийной ситуации во время отопительного периода.

2) Котельная с несовершенной системой открытого водоразбора приводит к большим затратам на водоподготовку, огромным расходам энергии на перемещение теплоносителя, что в конечном счете спровоцирует рост тарифа, который и так самый высокий в крае.

3) Котельная, расположенная на улице Объездной, на протяжении последних лет является убыточной, ее содержание также ложится на себестоимость и является одной из причин высокого тарифа.

4) Заработная плата, заложенная в тариф, на сегодняшний день превышает среднюю по городу и курорту практически в два раза.

Представители ТЭЦ утверждают, что тарифы завышены законно и оправданно, а в качестве выхода из положения предлагают увеличение числа потребителей.

Депутаты Белокурихинского совета депутатов видят решение в строительстве за счет средств инвесторов нескольких современных, энергоэффективных, внутриквартальных котельных с минимальной протяженностью сетей закрытого водоразбора, как на территории города, так и курорта.

Арендная плата, включенная в тело тарифа и составляющая около 26 млн рублей, должна быть использована АО «Теплоцентраль» для модернизации и строительства выше указанных котельных, а не для вывода их с предприятия.

— На смену старым технологиям приходят новые. А наша «Теплоцентраль» как работала со старыми трубами, системами и насосами, так и работает. Давно нужна реконструкция. Каждый санаторий имеет право поставить свою котельную, а город нужно разделить на несколько микрорайонов и поставить в каждый несколько мини-котлов, чтобы сети были короткими. Тогда и затраты будут меньше. Должна быть четкая позиция администрации города: необходимо быстро привлечь инвесторов, защитить горожан, составить проект. Но так этого оставлять нельзя, — резюмировал Константин Ежов, депутат, генеральный директор АО «Курорт Белокуриха».

Станислава Ваулина, Маргарита Костюченко, Дарья Кучинаш.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.