Долголетие, закаленное трудом

Жительнице с. Солонешное Марии Васильевне Лабутиной (в девичестве Метла) 14 сентября исполняется 90 лет. Будучи у нее в гостях, я смотрела на эту женщину и не могла поверить своим глазам. Надо же, какой закалки, какой внутренней силы наши люди: прожить нелегкую жизнь в постоянном труде и так хорошо выглядеть!

Сама она, ее родные и знакомые привыкли называть ее Мария Васильевна, а по паспорту наша героиня Марфа Васильевна, прямо как царица из всеми любимого фильма Гайдая.

Встреча родителей Натальи Марковны и Василия Никитича была судьбоносной. Она — из Воронежа, он — с Украины, а встретились здесь, на солонешенской земле, в те годы, когда волна переселенцев осваивала новые плодородные земли. Их семьи поселились в логу, названном Казазаевым. Молодые люди приглянулись друг другу, поженились, и в 1929 г. родилась Мария, а уже после еще четверо детей.

Живущие в Казазаево, по воспоминаниям Марии Васильевны, трудились в колхозе, занимались разведением скота и выращиванием зерновых. Работали дружно, также дружно жили, да и некогда было отношения выяснять, ведь большую часть времени занимала работа.

Вспоминает она, как подростками помогали взрослым полоть пшеничные поля: сначала вручную, потом литовкой приловчились так аккуратно, чтобы не сбивать колосья.
Затем начинались покосы: косили на конях, женщины гребли, метали, подростки подскребали, копны накладывали, увозили. Домой их в горячую пору не отпускали, бывало, ночевали прямо в полях в сене.
Сено убрано, подходила пора уборки хлебов: косили на жатках, вязали снопы с утра до поздней ночи.

За работу ставили трудодни, давали отходы и немного зерна. До сих пор ей помнится вкус запеченной в соломе тыквы, картошки, которую им привозили прямо в поля. Вот так и жили.
Школа в Казазаево была начальной, по окончании четырех классов нужно было ходить на учебу в Солонешное. В теплое время еще ничего, а вот с наступлением зимы было очень тяжело.

Помнит Мария Васильевна, как одним зимним утром вышла она из дома по направлению райцентра. В кармане пальтишка стояла бутылка с молоком, приготовленная мамой. Случилось это на 8-м километре: то ли от мороза, то ли еще по какой причине бутылка лопнула. В первую секунду Маше показалось, будто камушком в нее кинули. Просунув рукавицу в карман, поняла — беда. Рукавица и часть одежды пропитались молоком, которое быстро застывало. Что делать? И в ту, и в другую сторону расстояние примерно одинаковое. Хорошо, ехала навстречу женщина, в ногах у нее был большой пучок соломы. Разожгла, чуть-чуть отогрела. Вскоре подъехала бухгалтер из колхоза, замотала девочку в шубу и увезла домой.

Так закончилась учеба.

Тяжелыми были военные и послевоенные годы: изнуряющий труд, впрочем, как и у всех в тот период. В начале войны посаженный картофель сгнил, так что Маше приходилось ходить в Солоновку, зарабатывать его, копая картофельные поля. Вместе с подругой Катей Поливановой пасли коров, доили, по очереди возили молоко на сдачу. Лет в 14–15 Марии пришлось возить в райцентр колхозные сводки. К 8 утра она должна уже быть на месте, потом скорее назад. В этот период заболела мама, так что девушка была за старшую, отцу первая помощница.

Началось укрупнение колхозов, и их семья переехала в Солонешное. Отец устроил дочь на маслозавод, какое-то время она работала в маслоцехе.

Вскоре вышла замуж за Ивана Сергеевича Лабутина, у них родился сын.

Долгое время, вплоть до ухода на заслуженный отдых, Мария Васильевна работала на комбинате бытового обслуживания, директором которого в ту пору был Михаил Тихонович Цуприк. Сначала была учеником, а потом много лет мужским парикмахером. Этот опыт сохранился и по сей день.

Она бережно перебирает фотографии из альбома, вспоминает: «Коллектив у нас был очень хороший, дружный. Вот те, с кем довелось работать: Матрена Завьялова, Матрена Нагибина, Полина Хеликова, Татьяна Давыдова, Мария Мухина, Мария Карамышева. Может, кого-то и нет на фотографии, но все, с кем довелось работать, были замечательными людьми, хорошими специалистами».

В доме Марии Лабутиной идеальная чистота и порядок. На стенах висят вышитые картины, на подушках вышитые наволочки. Как выяснилось, семья ее мужа была рукодельная: мама ткала, прекрасно вышивала, и сына обучила этому мастерству, а он — уже свою супругу.

Любит Мария Васильевна выращивать цветы, хотя сейчас этим заниматься уже нелегко, годы берут свое. Что особенно поразило в этой женщине, так это глубокая интеллигентность, мягкость, доброта и природная скромность.

Автор Татьяна Буткевич, газета Солонешенского района «Горные зори», фото из архива М. Лабутиной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.