Следы мировой истории игрушки в Бийске

Бийский краеведческий музей располагает внушительной коллекцией разнообразной упаковки, в том числе и жестяной. Удивительно, но упаковка может стать предметом коллекционирования, ведь зачастую она являет собой художественную ценность. История упаковки — отдельная тема для изучения и описания. Но появился в фондах музея интересный предмет, жестяная коробка, которая упаковкой не является. Эту коробочку передал в дар музею в 2016 году бийчанин Сергей Викторович Левин.

Даритель затруднялся объяснить, откуда в его семье появилась коробочка, попросту не помнил. Коробочка в виде сундучка с откидывающейся крышкой и петлеобразными ручками на боковых стенках, на первый взгляд казалась упаковкой от чего-то иностранного, и сотрудникам предстояло выяснить, от чего.

На наружной поверхности на всех стеночках располагалось множество надписей и логотип. Именно эти малопонятные обозначения и позволили идентифицировать коробку, которая оказалась предметом очень необычным.

фото: Краеведческий вестник №18 Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки

Жестяная коробочка с фирменным знаком «Lehmann» была составной частью заводной механической игрушки фирмы Ernest Lehmann Со, основанной в 1881 году в немецком Бранденбурге коммерсантом Эрнстом Паулем Леманном (Ernst Paul Lehmann), который по праву считается королем металлической игрушки. Наиболее известны его механические модели автомобилей, наборы «Железная дорога» и различные движущиеся фигурки людей и животных.

Игрушка, о которой мы сейчас говорим, называлась “Adam the Porter” («Носильщик Адам») и представляла собой фигурку мужчины в форменной синей куртке и красной кепке, держащего перед собой тележку с багажом. В верхней части тела Адама поворачивался ключ, заведенный носильщик начинал перебирать ногами и, двигаясь вперед, толкал тележку. А на тележке был закреплен багаж — ярко окрашенный жестяной сундучок с множеством надписей. Сундучок легко снимался, игрушку можно было использовать и без него, «налегке». Выпускалась эта модель в период 1910-1920-х гг. На передней стенке сундучка надпись “ADAM” — это название игрушки. На верхней стороне крышки инициалы производителя «E.P.L.» и номер модели «689». Надо сказать, что «Адам» был не единственной моделью игрушки-носильщика у Леманна. В музеях игрушек и у коллекционеров можно встретить леманновских носильщиков-китайцев, носильщика с тележкой «Экспресс», фигурки рикш, которые с натяжкой тоже можно считать носильщиками, более позднего «Человек с тележкой»…

https://lehmanntoycollection.com/lehmann-adam-the-porter/

Фирма Е.Р.Lehmann Patentwerk, наученная горьким опытом первых лет работы, всеми способами стремилась защитить свои изделия от плагиаторов и умелых изготовителей подделок. На левой боковой стенке коробочки надпись “Made in Germany” («Сделано в Германии»), на правой “D.R.G.M”, аббревиатура Германского бюро регистрации и патентов (Deutsches Reichs Gebrauchmuster), применявшаяся с 1891 г. по май 1945 г., и означавшая, что данное изделие зарегистрировано и одобрено государством для промышленного выпуска. Поскольку подделка и копирование изобретений были распространены не только в родной Германии, производитель постарался защитить свое авторское право максимально возможно, поэтому на все механизмы оформлял патенты и в других странах, таких как США и Англия, что отражено в надписях на задней стенке сундучка. Логотип представляет собой схематичное изображение пресса для обработки металла (основное занятие фабрики) и вензеля «е», состоящего из букв «Е», «Р» и «L».

В 1921 году Леманн и его двоюродный брат Иоханном Рихтер заключили договор о партнерстве. После смерти Эрнста Пауля в 1934 году Йоханн остался единоличным владельцем запатентованного предприятия. В 1948 году после 67 лет существования предприятие было закрыто вследствие экспроприации. Йоханн Рихтер вместе с семьей переехал в Берлин, и, не имея никакого капитала, не оставлял попыток возродить семейное дело.

Благодаря респектабельной репутации семьи Леманн Рихтер получил кредиты от банков и государства и восстановил фабрику механических игрушек в Бранденбурге. В 1956 мастера не стало, а дело продолжили его сыновья. С 1968 года традиции дома Lehmann продолжаются под брендом LGB (Die Lehmann-Groß-Bahn), их достижения известны всему миру.

http://toyarmyussr.in.ua

Леманновские игрушки не только были предметом мечтаний всех детей, но и вдохновляли других производителей на разработку собственных интересных моделей. Например, в СССР в 1930-х годах на Таганрогском заводе точных приборов, который изначально занимался производством часов, компасов, барометров и прочих измерительных приборов, начали осваивать выпуск механических игрушек. В том числе, среди моделей, разработанных конструкторским бюро завода, появилась фигурка механического носильщика. Миниатюрный дяденька самостоятельно передвигался и размахивал зажатым в руке чемоданчиком. О производстве этой игрушке, запущенном к лету 1938 года, активно писали газеты и журналы. Можно предположить, что «Адам» стал прототипом для этой и других подобных игрушек.

Добротно изготовленные и трепетно оберегаемые механические игрушки Леманна дожили до наших дней в прекрасной сохранности и даже в действующем состоянии. Часть их хранится в музеях, часть стала сокровищем для коллекционеров. Теперь и Бийский краеведческий музей, благодаря дарителям, располагает пусть небольшой, но частичкой мировой игрушечной истории.

Автор текста в редакции «Бийского округа»: Мухина Елена Олеговна, главный хранитель фондов Бийского краеведческого музея им. В.В. Бианки

Фото превью: Lehmann Toy Collection

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.