Сегодня Международный день музеев

18 мая во всем мире отмечается Международный день музеев.

Праздник отмечается с 1977 года, когда  была принята резолюция во время Общей Ассамблеи международного совета музеев (ICOM) в Москве. С каждым годом рос интерес к этому событию, все больше стран присоединялось к мероприятию. Так, в 2015 году приняли участие более 35 тысяч музеев из 145 стран мира!

Из-за ограничительных мер Бийский краеведческий музей имени В.В. Бианки закрыт для посетителей, но сотрудники на своей страничке в социальной сети проводят онлайн —лекции, экскурсии о предметах истории.

Светлана Бартышева, директор Бийского краеведческого музея

Музей, как и остальные учреждения культуры, работает дистанционно, как говорится, на удаленке. Занимаемся привлечением посетителей на сайт музея, на своей странице в ВК и Инстаграм. Продолжаем выполнять текущие фондовые и исследовательские работы. В этом году, по крайней мере до сентября, в связи со сложившейся ситуацией и ограничениями, крупных мероприятий не ожидается. Поэтому спокойно ждем выхода на работу.

Лекция научного сотрудника БКМ им. В.В. Бианки Дмитрия Ерошкина 

В коллекции Бийского краеведческого музея есть один уникальный в своём роде экспонат. Это буддийская танка из Бурятии, предположительно начала прошлого века. Вначале несколько слов о том, что такое танка.
Танка (тиб. «свиток») являются иконографическими образами, используемыми в качестве визуальной опоры в различных религиозных практиках тибетского буддизма.

Материал, используемый для танка, — это льняная или хлопчатобумажная ткань, а иногда и шелк для особо важных изображений. В живописи танка в качестве пигментов используются минералы, например малахит или киноварь, а также некоторые краски, приготовленные из растительного сырья. Они смешиваются с животным клеем и желчью, чтобы сделать танка более стойкой.
На танка обычно изображают Будд, бодхисатв, защитников дхармы, иллюстрируют жития святых и великих учителей.
Именно такой защитник дхармы, срунма, изображён на нашей танке.

Танка передал в дар музею Колиниченко Александр Александрович. По его рассказу, он привёз её в Бийск из Казахстана ещё в конце 1980-х годов. Как человек православного вероисповедания, он не захотел более хранить её у себя дома, и решил отдать в музей, чем нас очень, собственно, обрадовал.

Однако с идентификацией, атрибуцией этой буддийской «иконы» возникли некоторые сложности. Дело в том, что в доступной литературе по буддийской иконографии обычно хорошо описаны главные персонажи буддийского пантеона, но отнюдь не многочисленные духи-помощники, защитники и пр.

И вот тут-то помог случай. В это время по приглашению Бийского рериховского общества «Беловодье» группа тибетских монахов строила в ГДК песочную мандалу. Делегация монахов была приглашена в музей, и после торжественной встречи и проведенной экскурсии по экспозиции музея мы сели в библиотеке пить чай. В этот момент мне и пришла в голову идея воспользоваться случаем, проконсультироваться у всезнающих лам. Я вынес танка, но к моему удивлению большинство лам, людей ещё достаточно молодого возраста, вначале не смогли сказать что-то конкретное. Положение спас самый старший в группе, как оказалось только по возрасту, знаниям и опыту. Этот почтенный лама был учителем 25-летнего ринпоче, который тоже был в группе. Ринпоче́ — буквально означает «драгоценный» — уважительный титул для именования высших лам и перерожденцев (тулку) в тибетском буддизме и в религии Бон.
75-летний лама внёс окончательную ясность, и далее я лишь успевал записывать за переводчиком, который тут же переводил слова ламы с тибетского.

Оказалось, что на танка изображена Концэ Тэмо — один из духов-защитников буддийского учения.
Концэ Тэмо сидит на олене в облачном ореоле. Пальцы правой руки сложены в мудру и придерживают ритуальную стрелу Да-дар, в левой руке круглое зеркало. Левая нога в зелёном сапоге монгольского типа с загнутым носком. На Концэ Тэмо красный халат с зелёной окантовкой, зелёный пояс и зелёная накидка. На голове диадема, вокруг головы нимб. На спине оленя красный коврик с синей окантовкой. По углам изображены скачущие на конях святые защитники веры, вверху — Ваджрапани в огненном ореоле с поднятой правой рукой. Справа и слева от него изображения солнца и луны. Внизу — чаша Амриты и цветок лотоса с драгоценностью Дхармы синего цвета. По правую и левую стороны от Концэ Тэмо различные животные: лошадь, бык, верблюд, овца, лев, тигр, волк, по-видимому, символы сабдаков.

Для европейского сознания, воспитанного на монотеизме, буддизм обычно ассоциируется с центральными персонажами, будь то Будда, или бодхисатвы. Однако в жизни реальных ламаистов как раз большее значение имеют различные срунма, да-лха, юл-лха, так как на оперативно-магическом уровне именно они могут решить вполне конкретные человеческие проблемы.
«В ламаистской обрядности, — пишет К.М. Герасимова, — культ божеств и „хозяев“ земли имеет универсальное значение на всех уровнях храмового и бытового ритуала. Если в Бурятии и Монголии традиционные семейные покровители были полностью заменены божествами ламаистского пантеона, то ассимиляция общинных культов территориально-родовых покровителей не сопровождалась такими радикальными нововведениями: локализация культовых мест не изменилась, иногда сохранялись и прежние имена „хозяев“ местности». [К.М. Герасимова Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма].

Ямараджа.

К категории «защитников» как ни странно относится и грозный Ямараджа, статуэтку которого посетители музея могут видеть среди общей коллекции буддийской пластики, представленной в экспозиции музея.
Алтайцы ассоциируют его с Эрликом, так как и тот и другой являются владыками нижнего мира, мира мёртвых.
За день до наступления Буддийского Нового года — Чага-Байрам, который всегда приходиться на новолуние, в буддийских храмах России ламы призывают властелина времени и подземного мира Эрлика. Его имя дословно переводиться, как «мужественный», в северном буддизме он является гневным защитником буддизма. В ритуальном костре, символизирующем пасть Эрлика, сжигают подношение из талкана в форме пирамиды, увенчанную черепом. Концепция этого ритуала заключается в устранении препятствий и опасностей для жизни живых существ в переходный период.

Согласно преданиям, в далёком прошлом, лама обладавший сверхъестественными способностями ушёл жить в пещеру дабы заниматься в ней медитацией. Но однажды ночью, решив, что пещера необитаема, туда забрались разбойники, которые привели с собой украденного ими быка. Они забили животное, и пока мясо жарилось на костре, стали делить награбленное.
Но тут в свете костра они увидели неподвижную тень медитирующего ламы. Испугавшись, что их преступление может быть раскрыто, они отрубили ему голову. Однако лама был непростой! Его тело ожило и в гневе стало метаться по пещере в поисках головы. Тут оно наткнулось на голову быка. Немедленно водрузив её себе на плечи, существо с телом ламы и с головой быка умертвило своих убийц. Но на этом оно не успокоилось и стало убивать людей, живущих в округе пещеры. Лама превратился в демона…

За помощью люди обратились к бодхистве Манджушри, который, став Ямантакой — своей грозной формой внешне похожей на Ямараджу, победил демона и взял с него клятву беречь и охранять учение Будды и его последователей, и тем самым обратил его в буддизм. С тех пор северные буддисты почитают Эрлика, проводят в его честь мистерии и строят специализированные храмы — сӱме.
Наш Ямараджа был изготовлен в XVIII веке в Монголии. Он имеет гневный облик, стоит на быке (символ оплодотворяющей жизненной энергии), попирающем тело женщины. Жест рук — кхатакамудра. К сожалению, утрачены его атрибуты — аркан и палица с черепом.
Но, тем не менее, впечатление он производит весьма внушительное!

На фото превью статуэтка Ямараджа (слева).

Комментарии (1)

    Аватар

    Лектор еще бы всех этих сабдаков расшифровал, а то, похоже, беседует сам с собой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.