Прошлый год заставил многих сконцентрироваться на настоящем. Крупные проекты, планы домохозяйств, государственных структур и бизнеса были поставлены на паузу или ограничены рамками новой реальности, которая возникла в связи с пандемией. Любое движение вперед дарило надежду и рассеивало туман, который, казалось, надолго опустился на все сферы нашей жизни.
В июне после вынужденного простоя санаториям Белокурихи позволили принимать отдыхающих, а уже в начале осени компания АО «Курорт Белокуриха» представила новый амбициозный проект «Большая Белокуриха».
Большая Белокуриха
Проект будет направлен на развитие социально-экономического центра предгорной зоны Алтайского края, включая Смоленский, Алтайский, Солонешенский районы, Белокуриху и туркластер «Белокуриха Горная», а также «Белокуриху-3» и природный парк «Предгорье Алтая».
В первую очередь речь идет о раскрытии мощного туристического потенциала юго-востока Алтайского края, за которым последуют: запуск проектов в сфере услуг, создание новых рабочих мест, установление тесных связей между сельскохозяйственными предприятиями – все, что ведет к росту социально-экономического благосостояния жителей соседних районов и мотивации к тому, чтобы продолжать жить и трудиться на своей земле.
Только действуя сообща и представляя сильную, проработанную идею, от которой получат эффект все районы проекта «Большая Белокуриха», можно рассчитывать на попадание в нацпроект и дополнительную помощь государства в развитии инфраструктуры территорий.
К разработке проекта компания привлекла ученых Алтайского государственного университета. Стратегия развития, над которой, в частности, работают директор Института географии АлтГУ Александр Дунец и директор Института биологии и биотехнологии АлтГУ Марина Силантьева, предполагает формирование туристических предложений по разным видам отдыха; более эффективное использование природного парка «Предгорья Алтая» в туристических и экскурсионных целях; создание транспортной сети и кольцевых маршрутов.
В подмогу Чуйскому тракту
По мнению авторов проекта, строительство новой дороги через Белокуриху, Солонешное, Усть-Кан и Усть-Коксу поможет разгрузить Чуйский тракт, позволит сократить путь до Белухи, привлечет туристический поток к природным достопримечательностям и археологическим памятникам юго-восточного Алтая. Кроме того, кольцевые маршруты вносят разнообразие в туристические поездки по Алтаю и способствуют гармоничному развитию территорий.
Пока же в силу слабо развитой дорожной инфраструктуры, нехватки объектов размещения и других предприятий сервиса по этой трассе путешествует в разы меньше туристов, чем по Чуйскому тракту. А ведь этот район подарил человечеству уникальный памятник палеолита — Денисову пещеру с останками «денисовского человека», который жил около 40–50 тыс. лет назад и представляет собой особую ветвь в эволюции человека, отличную от неандертальца и современных людей. Кстати, ученые проекта предлагают разработать маршрут через реку Песчаная в парке «Предгорье Алтая» до Денисовой пещеры.
Солонешенский район – сосредоточение древнейших археологических памятников, их доступность могла бы дать толчок развитию научного туризма. На окраине села Сибирячиха, на левом берегу р. Сибирка, в 1984 году была открыта пещера имени Окладникова. Большая часть находок – каменные изделия эпохи палеолита. В пещере найдены костные останки неандертальца, единственные в Северной Азии. Вдоль течения реки Ануй находятся различные курганы и палеолитическая стоянки, в селе Искра найдена многослойная стоянка в известняковой скале, ее видно с дороги. К ярчайшим событиям мировой археологии начала 21 века относят открытие стоянки Карама. В результате раскопок на Караме было установлено, что первый человек на Алтае появился более 800 тысяч лет назад.
Пребывание в подобных знаковых местах позволяет провести отдых с пользой, получить новые знания об окружающем мире.
К подножию Белухи через Солонешное
Альтернативный Чуйскому тракту маршрут подарит удивительные пейзажи: просторные луга с мирно пасущимися лошадьми, Бащелакские озера и водопады на реке Шинок, поросшие хвойным лесом склоны гор, которые растут по мере удаления от Белокурихи, а вершины их покрываются снегом.
Из Белокурихи или со стороны Бийска до Солонешного ведет асфальтированная дорога, а потом асфальт сменяет грунтовку только в селах и на подъезде к Денисовой пещере. На берегу реки Ануй обустроена парковка для желающих посетить пещеру. Летом здесь многолюдно. На берегу реки и в пещере каждый год работают ученые. По веревкам в алюминиевых ведрах одни спускают грунт, а вторые промывают его в реке в поисках новых находок.
Вплоть до поворота на Усть-Кан за селом Яконур вы будете ехать по грунтовой дороге, по пути преодолев Келейский перевал (1313 м). Местами дороги ремонтируют, расширяют, с каждым годом здесь будет проще путешествовать. О том, что вы проезжаете по Республике Алтай, красноречиво говорят автобусные остановки, по форме напоминающие традиционное жилище алтайцев – аил. Сегодня коренные жители предпочитают жить в теплых домах, но почти в каждом дворе стоит деревянный аил с очагом внутри. Аил используют в качестве летней кухни.
От Усть-Кана до поворота на Чуйский тракт уложена хорошая асфальтированная дорога. Можно поехать в сторону Онгудая, а можно свернуть в сторону Усть-Коксы и поехать в сторону Белухи по Уймонскому тракту, который соединяет административные центры Усть-Канского и Усть-Коксинского районов, и ведет в урочище Уймонская степь. Тракт проходит вдоль ряда алтайских хребтов, местами пересекая их, пролегает по днищам древних огромных озёр и поднимается на три горных перевала, среди которых и перевал Громотуха. По пути вы можете посетить музей Н.К. Рериха и музей истории и культуры Уймонской долины в селе Верх-Уймон, проехать Катанду и остановиться в поселке Тюнгур – популярном туристическом центре и финальной точке автомобильных маршрутов. Отсюда начинаются пешие и конные маршруты к Белухе, экскурсии на Мультинские, Аккемское и Кучерлинское озера, организуются сплавы на рафтах по реке Катунь. До Чуйского тракта, казалось бы, не так далеко, но безопасной и полноценной дороги от Тюнгура до него сейчас нет.
Фото: Антон Нелюбин