Николай Гейвах: великий провокатор

Предлагаем вашему вниманию статью Виктории Тарасенко об одном удивительном человеке, любезно предоставленную газетой «Деловой Бийск»:

Прекратил концертную деятельность музыкальной группы, потому что стадион запел его песни. Завершил карьеру преподавателя вуза в должности доцента, хотя мог набрать новый курс. Создал свою студию, о которой мог только мечтать, но чуть не потерял все во время пожара…

Что выбрать: сытую стабильную жизнь или неизвестность? Почить на лаврах или начать все сначала? И что если — второе? Гарантированы фантастические приключения и резкие повороты, падения и взлеты, драйв и перемены! По крайней мере, так обычно случается в жизни режиссера, музыканта и наставника Николая Гейваха.

Более 20 лет он преподавал в театральных вузах, в том числе был старшим преподавателем кафедры режиссуры Государственного университета искусств и культуры (сейчас МГИК), доцентом кафедры театрального искусства в Омском государственном университете.

В 2014 году работал режиссером-постановщиком в Бийской драматическом театре. Наверняка театралы помнят фееричный спектакль «Шведская спичка», в котором была задействована чуть ли не вся труппа.

Жизнь предоставляла ему немало возможностей «остепениться», но каждый раз или режиссер, или сама судьба говорили очередному пристанищу «НЕТ», а новой дороге — «ДА». И Гейвах отправлялся в Путь.

Итак, готовы послушать его историю? Тогда пристегните ремни безопасности, в его мире очень легко потеряться, заплутаться и вернуться другим. Наш самолет набирает высоту. Каламбуры приветствуются! Пафос, скука и догматичность — караются насмешками. Летим!

Аскат: место силы и — провокаций

Я встретила его летом 2015-го в деревне мастеров и художников Аскат, расположенной в Чемальском районе республики Алтай. Николай Гейвах, а для друзей Коля Дурак, создавал там со своими сыновьями и друзьями-энтузиастами экспериментальный театр. И я сразу попала в мир творчества — и провокаций.

Мои приключения начались уже в Бийске, так как в дорогу мне «в довесок» дали юного актера, которого надо было доставить до труппы. Мы с ним приехали в Аскат в сумерках.

Сумерки. Самое подходящее время, чтобы переместиться в другую реальность. Горный воздух разряжен. Сумерки грозятся перейти в ночь. Звезды готовы ослепить. Река ревет и несется. Пахнет хвоей и свежестью.

На Поляне поющих ветров играет электронная этническая музыка. Ребята из театра огня Сицилиано Лоренц репетируют фаер-шоу, раскручивают огненные шары, создавая ими причудливые рисунки.

Именно в этот момент ко мне и подходит Николай Гейвах. На нем панамка с надписью «Peace», яркая полосатая куртка с капюшоном, серьга в левом ухе, очки-хамелеоны, богемное кольцо-печать на мизинце и фотоаппарат наперевес.

Присаживается рядом на бревно и в потемках мы начинаем общаться так, как будто только вчера расстались.

Сразу понимаю, что человек передо мной — неформат. Его не впишешь в обыденную реальность, его мысли контрпривычны, образ жизни странствующий, а быт — изумительно аскетичный. Ему за 50, но как будто однажды он поднял голову к небу, посмотрел на звезды и прокричал: «Черта с два! Мне всегда будет 14!»

Трое суток я наблюдала за этим неформатным миром, вела бесконечные разговоры, проникалась духом мистификаций и перевоплощений. Меня провоцировали, задирали, не замечали и, наоборот, брали в самую гущу и показывали все как есть. Мастер-классы по сбиванию лишнего пафоса и чрезмерного самолюбования здесь «выдавались» в допнагрузку. По сути, Гейвах стал проводником в этот мир многих из нас.

В то лето на Поляне поющих ветров, где мы тусили, проживали мастера, актеры и прочий неординарный люд из разных уголков России. Кто-то жил в добротной деревянной избе, чем-то напоминающей жилище шамана, кто-то в палатке, а одна семья — прямо в землянке (с ребенком, планшетом и книгами).

Сам Ник Гейвах жил в ветхом домике на краю села Аскат. На базе. Так он называет любой дом, где он обитает, свою студию, очередное место хранения звукозаписывающей аппаратуры, музыкальных инструментов, компьютера и прочей техники. И все это кочует вместе со своим хозяином…

Четыре года спустя, или

  «Господи, как я хочу быть клоуном»

Ослепительно синее небо, обжигающе горячее солнце, порывистый южный ветер, комары. Катунь искрится, бурлит, несется, как в Горном. Но это уже другая локация — Лесное, окрестности Бийска. Река еще помнит наш разговор четырехлетней давности. Хотя с тех пор много воды утекло.

И вот наша новая встреча.

— Сегодня подготовила провокацию для тебя, — говорю, мысленно потирая руки. — Хочу написать, все как есть. Как ты докатился до жизни такой?

И Гейвах начал рассказывать все. Как есть.

— Мои родители то разбегались, то жили, а потом и вовсе развелись. Так что вырос я, проводя время с дядькой-художником в его мастерской. Его хобби было кино. Дядя Боря сам писал сценарий, снимал, монтировал… Это был настоящий профессиональный художник. Он другу в пять лет выколол Сталина на груди! Тот всю жизнь с ним и проходил. На семейные праздники мы устраивали театральные представления. Дядя Боря в театре работал художником. Грим, парики — все у нас было… И знаешь, что я сказал себе, когда мне было пять лет? «Господи, как бы я хотел всю жизнь быть клоуном».

Режиссер засмеялся, и продолжил:

— Все его развлекушки и стали моей профессией. Буквально все, что преподаю, чем занимаюсь всю жизнь, — пришло в дар от дяди Бори. А ведь я был уверен, что стану военным. Вырос среди портупей. У меня с 15-го века одни военные и все — высшие чины! Но когда человек рождается, у него уже все прописано. Главное — это почувствовать и — расслабиться. И жизнь сама тебя уведет, куда надо. Я теоретически собирался стать военным, занимался боксом, конькобежным спортом, но упал со второго этажа и сломал хребет. Все, чик, мне военный билет сразу выдали, еще в школе. Я такой: «Блин, а что делать?». Ведь единственное, что люблю, это баловаться, играть на гитаре, аккордеоне. Мне и мама говорила, что до 14 лет был идеальным ребенком. А потом ушел на рок-н-ролльную репетицию и вернулся другим человеком. Так и сказала: «Я умру — ты перешагнешь и пойдешь на репетицию».

В итоге дядя Боря, который познакомил племянника с искусством фотографии, предложил ему учиться фотографии. Так что первая профессия будущего музыканта и режиссера — фотограф, фотолаборант.

«Вот и живи со своей „Теплой трассой“!»

Из песни слов не выкинешь. Последующие три года Гейвах, по его словам, «пробухал».

— Долго дружил с девочкой, и когда мы расстались, начал пить — с утра до ночи. В 21 год ко мне прилетели стальные драконы («белая горячка», — прим. корр.), они меня подняли, начали уносить, и я так испугался, что даже взмолился! Видимо, Бог услышал, отпустило.

После такого экзистенциального опыта влюбляться и, тем более, жениться Гейвах не торопился. Но уже через три года была свадьба.

С женой Николай Гейвах прожил пять лет:

— Я на тот момент записывал альбом «Теплой трассы» (легендарная российская рок-группа, сибирский панк, прим. корр.). Жена сказала: «Ну вот и живи со своей „Теплой трассой“! Знаешь, сколько раз за эти пять лет жизни я тебя видела? Сто часов! То ты на гастролях, то на записях, то на работе сутками». То есть, она прямо количество часов посчитала.

«Коля, у тебя чуйка на гениев»

Тогда, увы, ни Гейвах, ни, тем более, его жена, не знали, что таков расклад. И не попишешь. Все жизнь он будет посвящать не семье, а им — голодным, амбициозным, неудобным, неформатным и безумно талантливым.

— Когда позже начал учиться на кафедре режиссуры и актерского мастерства Алтайского института культуры, мой преподаватель и наставник Владимир Александрович Галанин как-то сказал: «Коля, пойми одну вещь, у тебя чуйка на гениев». Сказал как отрубил. А у нас нельзя переспрашивать. Нужно самому догонять. И что вот с этим делать?

Такому лестному отзыву Николай не обрадовался, а даже наоборот, как говорится, «загрузился»:

— Это жестко и ответственно. Ты знаешь, какие они все, гении? Алкаши, сволочи и мерзавцы (говорит полушутя, — прим. корр.). Но все они мне братья. Когда их очередные жены начинают мне на них жаловаться, они не понимают главного — я такой же. Кажусь самым правильным, потому что вроде как титулованный, доцент. Хотя это ничего не меняет. Просто так сложилось. Так вот этим женам и говорю: «У вас есть возможность от них избавиться, а у меня-то нет. Я с ними до конца». Это круто, но не фига не легко…

Так и пошло. Гейвах всю жизнь помогает, продвигает, обучает — режиссеров, артистов, музыкантов. Выступает с ними на сцене, работает как звукорежиссер, организует концерты, фестивали, джем-сейшны и показы, вещает с кафедры, проводит мастер-классы «Открой в себе себя». Играет на самых разнообразных музыкальных инструментах — это электро-акустика, бузуки, джембе, посох дождя…

Такое ощущение, что Гейвах говорит «да» всему, что вызывает у него интерес. Только это и имеет значение. Ему это интересно. Вокруг него всегда тусня, молодежь, театр, стройка. Вот он помогает в создании культурного пространства «Пыль» в селе Лесное, а вот ставит рок-спектакль «Ты над водой» или гастролирует по всей России. Траекторию его передвижений не знает даже он!

Но вернемся в прошлое…

От фестиваля в Рубцовске —

до контракта с лейблом «Альфа Рекордз»

— Помню, как организовал фестиваль в Рубцовске, — продолжает мой собеседник. — На дворе 90-е. Я хожу в кожаном революционном плаще, купил в музее на всю зарплату. И папаху себе сшил. И тут подъезжает скорая помощь, оттуда выбегает человек — и ко мне.

— Извините, вы Гейвах?

— Ну, я.

— Я приехал с Казахстана… Врач. Хочу замутить музыкальный фестиваль, никого не знаю. Мне сказали, есть один человек, который может это сделать. Сказали, вот как увидишь странного парня, не такого, как все, это точно он.

Гейвах согласился помочь. Хотя время было смутное, ничего не достать, все в дефиците:

— Из аппаратуры — одно барахло. Я по подвалам, по театрам собирал какой-то хлам. Ни о чем высоком не думал, просто пытался собрать из этих «дров» что-то рабочее. Отвечал за все: встречал, кормил, размещал гостей, оборудовал сцену, налаживал звук. А понаехала тогда целая куча молодых музыкантов из разных городов. Леня Веремьянинов (группа «Теплая трасса»), Вова Муллов («Территория 22»), Сергей Вафин, Коля Лукаш, Рома Губин… И каждый подходит: «Когда будет звук?». Я им: «Идите отсюда!». Так они меня достали. Начался фест, и тут понял, что все они — гиперталантливы, гениальны! Они прожили свою жизнь, кто длинную, кто короткую… Многие стали классиками сибирского рока.

Директор рубцовского дома культуры предложил Гейваху ставку и комнату в общаге, где Николай оборудовал свою первую музыкальную студию. Он создал клуб авторской песни «КлубНика».

Вспоминает:

— «Совок» интересен был тем, что ты ничего не делаешь, а система тебя раскручивает. Поющих комсомольцев в нагрузку прилепили, и они сами афиши печатают, на гастроли возят, все оплачивают. Мы с ними все страну объехали. Правда, они контролировать нас пытались, говорили, вот это не пой, про Бога, про водку и женщин нельзя. Но иногда я устраивал провокации. Выходили на сцену в строгих костюмах, со скрипочками, с классической гитарой. А после пары аккордов начинали играть жесткую музыку и петь свои тексты. Нас почему-то прощали. В итоге мы стали лауреатами различных фестивалей и даже вошли в Союз композиторов Сибири и Дальнего Востока.

Дальше — больше. Будучи студентом института культуры, Николай Гейвах создал свое новое «детище» ВИА «Дураки». Отныне музыканты не были зависимы ни от комсомола, ни от кого-то еще. Они записывали хулиганские песни, снимали шутовские клипы. И, судя по клипам, которые легко найти в Интернете, коллектив мог составить конкуренцию нынешнему «Ленинграду».

Итак, ВИА «Дураки» начал набирать популярность. Но в какой-то момент Гейвах понял, что этот путь ему больше не по душе.

— Это было на фесте, на Байкале, в 1998 году, — вспоминает он. — Мы вышли на сцену, начали выступать, и на втором куплете стадион подхватил нашу песню. Это меня обломало… Я же нутро выворачиваю не для того, чтобы об этом тысячи горланили. Хотелось бы, чтобы они просто слушали. Ребята-музыканты стремились к популярности — я их тоже обломал… Но иначе не смог.

Впоследствии звукозаписывающий лейбл Альфа Рекордз предложил Гейваху заключить контракт на выпуск диска. Релиз вышел 2007 году под названием «Куражи». А это уже говорит о том, что ребята из ВИА «Дураки», шутя и балагуря, выдавали на-гора качественный продукт. Интересно, что в этот же год «Альфа рекордз» выпустила диски Филиппа Киркорова и — популярных рэп исполнителей.

Николай Николаевич Гейвах в течение 20 лет преподавал в различных театральных вузах. В том числе, являлся преподавателем кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства Алтайского государственного института культуры, старшим преподавателем кафедры режиссуры Государственного университета искусств и культуры (теперь – МГИК), доцентом кафедры театрального искусства и актерского мастерства в Омском государственном университете. В 2014 году был режиссером-постановщиком Бийского драматического театра.

Продолжение (оно же окончание) читайте здесь.

Авторы фотографий: Алексей Саламатов, Владимир Бедарев и Кирилл Заболотников.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.