«Я мечтаю вернуться с войны…». Как возвращают имена участникам ВОВ

Спустя 77 лет останки солдата Великой Отечественной войны с почестями захоронили на родной земле. Делегация Солонешенского района побывала на церемонии передачи родственникам останков красноармейцев, ранее считавшихся пропавшими без вести.

Утро 20 сентября 2019 года. Мемориал Славы г. Барнаула. С минуты на минуту здесь должна состояться церемония. Среди трех бойцов уроженец нашего района Сергей Григорьевич Голованов.

Прибывшая на церемонию внучка солдата Зинаида Алексеевна Прибыткова волнуется, как, впрочем, и все родственники солдат, присутствующие здесь в этот знаменательный день.

Волнуются все, кто так или иначе причастен к этому событию. Волнение это особое. В него вплетаются разные чувства — радость того, что бойцы, через более чем семь десятков лет, вернулись на родину; гордость за наших солдат, за наш народ; щемящее чувство потери миллионов в той страшной войне.

По периметру площади Мемориала выстраиваются отряды поисковиков, кадетов, юнармейцев. Лица у ребят серьезные, они негромко общаются между собой. Но вот церемония начинается, и вся площадь замирает, прислушиваясь к рассказу ведущих, выступлениям приглашенных, поисковиков, повествующих о фронтовой судьбе бойцов, защищавших Отечество на разных фронтах и внесших свою лепту в общую победу над врагом.

Выступления участников мероприятия простые и душевные, без лишних слов, без искусственных фраз. Они шли от души, что было особенно ценно. В память западают отдельные яркие моменты из общей картины церемонии. Четко отбивая шаг, идет смена караула.

В адрес поисковиков от председателя комитета ветеранов войны и военной службы г. Барнаула, участницы Великой Отечественной войны Матрены Егоровны Андрейченко звучат добрые слова. Ее почти забытое обращение к собравшимся: «Товарищи!» и простой наказ юному поколению брать пример со старших.

Запомнился момент передачи медальонов и личных вещей бойцов родственникам и то, как потомки одного из них бережно гладили ржавую от времени каску. Они знают о своих предках лишь по рассказам родных, у кого-то не сохранилось даже фотографии. Но отчего на их глаза наворачивались слезы и комок, подступавший к горлу, не давал говорить во время ответного слова? Это память, она хранится в наших генах не стираемая, неистребимая никакими кривотолками и искажениями. Она связывает поколения прочной нитью и в решающий момент заставляет внуков и правнуков бойцов, сражавшихся за Отечество в разные периоды истории, вновь встать в единый строй.

Каждое действие церемонии было настоящим, искренним, выверенным. Вот метроном отсчитывает удары во время минуты молчания, а чуть позже звучит четкая команда юным солдатам. Они бережно берут урны с останками солдат и несут к машинам, которые вскоре доставят их на родину, где бойцы с почетом будут преданы земле.

У нашей машины прощаемся с председателем Алтайского регионального отделения общероссийского общественного движения по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества — Дмитрием Константиновичем Вейном и Александром Михайловичем Вилисовым, председателем Совета алтайской республиканской общественной организации ветеранов «Боевое братство». Его слова запомнились особо: «Скольких бойцов вернул на родину, а все повторяется, как в первый раз, долго не могу прийти в себя после подобных церемоний. Я ведь, когда их везу домой, с каждым разговариваю…».

В годы войны военным комиссариатом Алтайского края было призвано на службу 566 тыс. 773 человека. Более 250 тыс. не вернулись с полей сражений. Более 150 тысяч значатся пропавшими без вести.

21 сентября жители района простились с Сергеем Григорьевичем Головановым, вернувшимся домой после 77 лет безвестия.

Останки красноармейца, найденные поисковиками, родственники решили захоронить на его малой родине — в поселке Ануйский, а траурная церемония проходила в Доме культуры с. Сибирячиха.

Десятки людей собрались в этот день в центре села, чтобы отдать дань уважения земляку. Сергей Григорьевич Голованов стал третьим солдатом времен Великой Отечественной войны, останки которого доставлены в Солонешенский район, на родину. Совпадение это или еще что, но все трое родились и захоронены на территории Сибирячихинского сельсовета: Филарет Маркелович Черепанов — в селе Александровка (2006 год), Федор Васильевич Коровин — в с. Сибирячиха (2015 год), Сергей Григорьевич Голованов — в пос. Ануйский, где проживают его внучка и племянница.

На траурном митинге присутствовали представители районной администрации, военкомата, Сибирячихинского сельского Совета, бойцы поискового отряда «Ориентир», жители с. Сибирячиха и пос. Ануйский, учащиеся местной школы.

«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат», — эта крылатая фраза, принадлежащая великому полководцу Александру Суворову, стала девизом поисковиков.

Пропавших без вести на той кровавой войне более четырех миллионов человек, неизвестной остается судьба и 950 красноармейцев, призванных Солонешенским РВК. Каждый год Союз поисковых отрядов России предает земле до десятка тысяч погибших, но не похороненных солдат. Если руководствоваться суворовской фразой, Великая Отечественная война закончится только через 500 лет.

Для родных Сергея Григорьевича Голованова она закончилась. Внучка красноармейца Зинаида Алексеевна Прибыткова и остальные родственники узнали, где и как погиб их дед, который с февраля 1942 года числился без вести пропавшим. Последнее письмо от него жена получила в октябре 1941 года. До 1947 года Анна Евлампьевна Голованова пыталась разузнать что-либо о муже, обращалась в военкомат, но безрезультатно. И вот спустя 77 лет родные узнали, что их близкий человек погиб под Ленинградом, в Кировском районе.

Редко, очень редко, примерно в двух случаях из ста, поисковикам удается установить личности поднятых ими солдат и передать останки родным. В большинстве случаев их хоронят со всеми воинскими почестями в братских могилах. Поэтому каждый, кто выступал на митинге, неизменно подчеркивал, что это мероприятие не только торжественное и траурное, но одновременно светлое и радостное. Солдат вернулся! И это нужно не столько ему, сколько нам, живым.

Дрожали голоса у тех, кто выступал, слезы наворачивались на глаза у тех, кто слушал. Люди стояли вплотную друг к другу, полный зал и при этом ни одного постороннего звука. Замерев, ловили каждое слово председателя Алтайского регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России» Дмитрия Константиновича Вейна, каждый готов был поклониться ему в ноги, как и совсем молоденьким мальчишкам и девчонкам в камуфляжной форме, бойцам из отряда «Ориентир», прибывшим для передачи останков. Чувствовалось, что Дмитрий Константинович принимает близко к сердцу все, чем занимается, видно было, как он переживает, как искренне говорит:

— Алтайский край был глубоким тылом в годы войны, но нет ни одного села, где бы не было мемориала, памятника погибшим в годы войны. Ушедших на войну по последним данным было приблизительно 700 тысяч, около половины погибли. Значительная часть пропала без вести.

Поисковое движение России, в которое входит более 40 тыс. человек, насчитывает сотни отрядов, которые работают на местах боевых действий, находят, поднимают и предают земле тех, кого мы до сих пор считали пропавшими без вести.

Ленинград и Ленинградская область в годы войны были ареной кровопролитных боев, по оценкам историков, половина всех погибших защищали Ленинград. Так получилось, что те, кто были призваны летом 1941 года, в числе этой первой волны был и Сергей Григорьевич, попали под Ленинград и Ленинградскую область. Места там болотистые, лесистые, глухие, лишь изредка встречались небольшие деревеньки. Сейчас их нет, они были уничтожены. В этих глухих местах шли кровавые бои. На территории Кировского района, где были найдены останки Сергея Григорьевича, погибло, по официальным данным, 30 тыс. наших солдат, но эта цифра далеко не полная. В ней только те, кто увековечен на мемориалах.

Десятки тысяч еще до сих пор лежат не найденными, как говорят поисковики — «верховые солдаты», то есть погибшие и не похороненные. Сергей Григорьевич — тот самый редкий и счастливый случай, когда у бойца был найден медальон — черная пластиковая капсула с бланком внутри, который сохранился в хорошем состоянии. В большинстве случаев эти бланки приходят в негодность от сырости. Сергею Григорьевичу повезло, он обрел имя. Пусть земля ему будет пухом.

Сергей Григорьевич Голованов ушел на войну в 37 лет, у него была семья: жена, сын, две дочери. Их уже нет в живых. Но есть родственники, состояние и чувства которых можно понять. В ответном слове внучка С. Г. Голованова Зинаида Алексеевна Прибыткова выразила, в первую очередь, огромную благодарность поисковикам, которыми руководит Г. Н. Буймова: «…Радуйте такими находками родственников безымянных солдат», — сказала она, а также депутату АКЗС А. Г. Осипову, благодаря которому на могиле будет установлен замечательный памятник, администрации района в лице Г. И. Захаровой, администрации Сибирячихинского сельсовета, педагогическому коллективу школы, который поддерживал ее (для тех кто не знает, З. А. Прибыткова — директор школы), учащимся местной школы, односельчанам. Об одном она сожалела, что дети Сергея Григорьевича: сын и две дочери, не дожили до этого события. Она знает: они были бы счастливы, что найден их отец.

После окончания митинга похоронная процессия на машинах, автобусах направилась в сторону Ануйской, где на поселковом кладбище рядом с женой, сыном и дочерью обретет покой Сергей Григорьевич Голованов, защитник родины. И снова звучат слова прощания и благодарности, а на контейнер, в котором доставлены останки солдата, ложатся букеты цветов.

Тишину погоста нарушает троекратный оружейный залп. Для того, чтобы отдать бойцу последние воинские почести, в район прибыла салютная группа Росгвардии. Салют тебе, герой войны! Спи спокойно в родной земле под раскидистым кустом черемухи.

На поминальный обед все отправились в Сибирячиху, где участников захоронения ожидали музыканты военного духового оркестра. Они прибыли с опозданием, не успели на вынос и церемонию захоронения и предложили сыграть у памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны. Военные марши и траурные мелодии звучали на все село.

Рассказывает Галина Николаевна Буймова, руководитель сводного поискового отряда Алтайского края «Ориентир». Именно она первой позвонила из Ленинградской области З. А. Прибытковой и сообщила о том, что найдены останки ее дедушки. Мы связались с Галиной Николаевной, чтобы узнать подробности о том, где и кем были обнаружены и подняты останки Сергея Григорьевича Голованова.

— С 10 по 24 августа этого года в Ленинградской области в Кировском районе в окрестностях урочища Вороново проходила большая международная военно-патриотическая экспедиция «Волховский фронт. Апраксин». В рамках этой экспедиции работало более 600 поисковиков из разных регионов России, в том числе из ближнего и дальнего зарубежья. При проведении работ наши коллеги из Мордовии из отряда «Поиск» 19 августа обнаружили останки солдата, при котором находился медальон. Медальон в этот же день был вскрыт в специальной лаборатории, он оказался в хорошем состоянии. Благодаря ему удалось выяснить, что на поле боя были подняты останки нашего земляка Голованова Сергея Григорьевича. В медальоне был стандартный бланк, где находилась информация: из какого района, края, откуда призван, каким РВК, фамилия, имя, отчество. В строке, где указан адрес, эксперты прочли не Ануйская ферма, а Андиферма, было указано имя жены — Анна Евлампьевна Голованова. Благодаря этой информации мы и начали поиск родных и близких.

Запись с таким ID не найдена!

Конечно, сначала отрабатывалась территория, откуда солдат был призван. Раз Солонешенский район, первым делом позвонили туда и выяснили, что Андиферма, это скорее всего поселок Ануйский, и в Сибирячихе сразу же откликнулась Зинаида Алексеевна Прибыткова, которая является внучкой нашего солдата. У нее не было ни капли сомнения, как поступить в этой ситуации, единственное, что она сказала: «Папа бы, наверное, не простил мне, если бы я оставила его лежать там». Хотя здесь, в Ленинградской области, мы захораниваем солдат со всеми почестями.

Но раз семья солдата приняла такое решение, мы предприняли все возможные усилия для того, чтобы оформить документы и организовать доставку останков для захоронения на малой родине. И это нам удалось. Я думаю, что это большое счастье для родных, когда они смогут прийти на могилу близкого человека почтить его память. Это очень важно, когда останки находятся рядом с женой, с другими родственниками. Я уверена, что Сергей Григорьевич был бы счастлив при жизни, если бы знал, что после стольких лет безвестия он сможет вернуться домой.

И еще. Из особенностей, касающихся антропологической работы и эксгумационных работ. Как поисковики, а они те люди, которые последние видят солдата, мы можем отметить, что Сергей Григорьевич был найден на поле боя, вместе с ним в одной траншее через несколько дней были подняты останки еще двух наших земляков, при которых тоже были солдатские медальоны. Один из Бийского, другой из Рубцовского района. Скорее всего они вместе служили, вместе шли в бой и погибли в один и тот же день. К сожалению, родственников этих двух солдат мы пока еще не нашли.

Останки Сергея Григорьевича, как я говорила, найдены на поле боя, лежал он на животе, положив голову на руки. Видно, ему было тяжело в последние минуты жизни, скорее всего он умер из-за кровопотери, потому что у него отсутствовала ступня.

По особенностям залегания скелета, по позе, состоянию останков, можно понять, отчего боец погиб, как провел последние минуты своей жизни.

Еще можно сказать, что Сергей Григорьевич был достаточно крепкий мужчина, ростом не меньше 165–175 сантиметров. В последние недели, месяцы жизни, находясь на фронте, очень страдал от зубной боли. Наши антропологи обнаружили большое отверстие в челюсти, у него сильно болел левый клык, произошло загноение, было сильное воспаление. Военное время не позволяло вылечить зуб, он очень сильно болел по всей видимости. Вот что могу сказать об особенностях подъема останков Сергея Григорьевича Голованова.

Материал подготовили Татьяна Буткевич, Надежда Зяблова, газета Солонешенского района «Горные зори»
Фото Татьяны Буткевич, Евгения Валюса

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.